Радио появилось намного раньше телевидения и до сих пор активно двигается вперед, подстраиваясь под веяния времени. Количество FM-радиостанций только растет. При этом все большее внимание уделяется региональному радиорынку ? как бизнесу, приносящему неплохие доходы тем, кто умеет на нем работать.
Радио ? неотъемлемая информационная сторона жизни человека. Помимо того, что мы поднимаем себе настроение утренним юмористическим эфиром, слушаем новости по дороге на работу и узнаем о последних музыкальных новинках, радио является недорогим и самым простым по логистике инструментом продвижения товаров и услуг в регионах.
Радио остается одним из наиболее динамично развивающихся рынков. Последние два года были очень успешными для радиорекламы. По итогам 2012 и 2013 года темпы роста радио выше, чем у рекламного рынка в целом.
В 2013 году, по данным АКАР, из 16,67 млрд. рублей, приходившихся на радиорекламу, около половины заработано на локальных рынках. Доля доходов от сетевого размещения у некоторых федеральных станций составляет до двух третей коммерческой выручки, а то и больше.
Столичная площадка, хоть и самая крупная, все же тесновата для такого количества станций. По экспертным прогнозам рынок не будет расти так, как нам бы этого хотелось, так что схватка продолжается за те же деньги. А в регионах все еще есть потенциал для серьезного роста.
Растет доля интернет проектов, они наиболее популярны из высокой скорости выдачи информационных материалов и более глубокого и оперативного взаимодействия со слушателями. К примеру, новости радио онлайн выходят как минимум на 3-4 часа раньше, чем в традиционном радиоформате.
Это обусловлено в первую очередь тем, что онлайновые радиостанции значительно менее зависимы от спонсоров, тарифной сетки и других аналогичных факторов.
По данным Российской Академии Радио (РАР), на начало весны 2014 года количество станций со 100% собственным программированием в России выросло по сравнению с 2012 годом с 441 до 454. Напомню, в 2011 таких было 430.
Увеличение количества уникальных региональных радиостанций, не зависящих по контенту от головных столичных форматов, очень позитивно. Хочется, чтобы на слуху было больше таких ярких, самобытных локальных проектов, как ?Радио Мария?, ?Радио Кунел? из Набережных Челнов или ?Алтай FM?.
С каждым годом на радио используется все больше digital-инструментов при сборе данных. Значимая доля опросов уже сейчас проходит онлайн (20% в 2013 году). Также активно задействуются мобильные устройства, а квартирные и уличные интервью проводятся при помощи планшетов. ? вполне осуществима перспектива свовсем отказаться от ?бумаги? к концу 2014 года.
Значимая тенденция ? продолжающийся процесс консолидации, укрупнения радиохолдингов, усиления их позиций.
Большие холдинги развивают федеральные сети двумя основными способами: франшиза, лицензирование своих программ и строительство филиалов. Определение ?строительство? не случайно. Это очень трудоемкий и затратный процесс.
Операционные показатели напрямую зависят от специфики формата, степени требующейся локализации. Как правило, чем серьезней и многогранней продукт, например ?Авторадио?, тем больше требуется усилий для его локализации. Но и доходы сопоставимы, конечно.
В краткосрочной перспективе франшизная схема интереснее. Но по мере развития рынков и конкуренции любой формат, даже из ?великолепной тройки? ? ?Авторадио?, ?Русское радио?, ?Европа плюс?, ? уязвим для потенциального переформатирования. С точки зрения безопасности бизнеса, филиальная стратегия оправдана.
Важно это также и для капитализации компании. Впрочем, тут все индивидуально. Многие факторы влияют на выбор стратегии. Бывает, что стратегия и вовсе отсутствует. Бессистемно что-то покупается ?по случаю?.
Регионы развиваются не менее активно. По оценкам экспертов, рост региональных рынков даже несколько выше сегментов московской и федеральной радиорекламы.
В регионах усиливаются позиции национальных станций, пришедших из Москвы. Но, несмотря на это, в ряде городов мы наблюдаем очень сильные локальные бренды, которые остаются успешными и востребованными среди слушателей.
Так же для радиостанций все более значимыми становятся исследования контента, способов слушания, исследования силы брендов.
Сейчас наблюдается возрастающий интерес к региональным данным: как со стороны национальных станций, так и со стороны отдельных регионов.
Региональные рынки быстро развиваются: увеличивается количество станций. В отличие от Москвы, в регионах пока еще есть такая техническая возможность. В результате усиливается конкуренция, которая приводит к сильной фрагментации аудитории. Если в Москве этот процесс сейчас относительно стабилизировался, то в регионах тенденция фрагментации сейчас выражена значительно.
?тоги первого и второго квартала текущего года по объему рекламного рынка ? весьма позитивны и можно рассчитывать, что положительная динамика сохранится на протяжении всего года.