Прежде чем выйти на рынок любое предприятие составляет план будущих действий а также проводит проверку и анализ данной сферы, для того чтобы выявить потенциальные направления развития. Одним из ключевых моментов в формировании стратегического плана предприятия является маркетинговое исследование.
Оно заключается в анализе и структуризации существующих сегментов рынка, выделении основных слабых и сильных характеристик своего продукта для разработки эффективных методов продвижения.
Все маркетинговые исследования с учетом их направленности подразделяются на две подгруппы, это качественные и количественные. Соответственно, качественные исследования направлены на то, чтобы выявить характеристики и структуру рынка, целевой аудитории и конкурентной среды.
Количественные больше ориентированы на такие показатели как объем целевой группы, масштабы рынка. Оба этих подхода имеют определенные недостатки и преимущества. Использовать обособленно тот или иной метод нерационально, так как это даст неполную картину и может в итоге привести к ошибочным результатам. Наиболее эффективным будет одновременное использование всех доступных методов.
Наиболее простыми в понимании и анализе являются количественные методы. Для того чтобы анализировать полученные данные используется статистические методы, при помощи которые определяют средние значения, отклонения, колебания в рамках сезона и года.
С использованием данных подходов можно спрогнозировать дальнейшее поведение исследуемых параметров, при условии, что структура рынка не изменяется, и внешние воздействия принимаются как несущественные.
Однако данный метод имеет очень важный недостаток, это большие затраты. Для того чтобы достаточно точно и быстро оценить исследуемые характеристики требуется много времени. Полный анализ всего рынка или сегмента могут себе позволить далеко не все компании.
Однако на основании аналитических обзоров либо статистических отчетов государственных органов можно составлять приблизительные прогнозы. При этом, слишком точные данные, по сути, не нужны, так как количественные характеристики рынка могут постоянно колебаться.
Качественные маркетинговые исследования являются более сложными с точки зрения анализа и обработки полученных данных. Здесь не нужно исследовать абсолютно все возможные характеристики. Как правило, полный обзор рынка для получения точных данных не применяется из-за высокой стоимости.
Поэтому более рациональным при применении качественных методов является выборочное исследование. Из различных групп формируется выборка, и только по ней проводится опрос либо обследование. Если количественное исследование в первую очередь отвечает на вопрос сколько, то качественное объясняет, как и почему.
Например, при количественном исследовании рынка можно получить данные о том, какие продукты или услуги и в каких количествах продаются, в какое время, а также в каком месте, по какой цене.
Качественные методы пытаются проанализировать поведение покупателей, почему они делают именно такой выбор, или же почему отказываются от определенных товаров. Без качественных методов исследования практически невозможно разработать продукт, который будет пользоваться успехом.