12 сентября ЕС ввел новые санкции для российской экономики, которые должны ограничить отечественным компаниям и банкам доступ к рынку капиталов Европы. В правительстве России готовы выдвинуть ответный пакет мер, который должен затронуть в том числе и сферу импорта подержаных автомобилей из стран Старого Света.
Помощник президента Андрей Белоусов заявил, что ограничение коснется ввоза автомобилей, причем, в первую очередь, подержанных. Помимо этого санкции затронут некоторые виды товаров легкой промышленности, которые наша страна может изготовить самостоятельно.
Напомним, что ещё в августе Дмитрий Медведев говорил о том, что РФ готова вслед за запретом на ввоз продуктов ввести "защитные меры" в отрасли автомобильной промышленности.
Стоит сказать, что, в отличие от предыдущих предложений и решений правительства, запрет на ввоз авто выглядит нелепо. Его попросту не заметят в Европе, ведь в нашу страну ввозятся всего лишь несколько десятков тысяч бывших в употреблении автомобилей ежегодно.
?з них количество высококлассных автомобилей, таких как Land Rover с пробегом, составляет порядка 10-20%. В то же время, количество импортируемых новых автомобилей из стран ЕС превышает цифру в 100 тыс. машин ежемесячно, то есть больше миллиона экземпляров в год.
Как видите, разница тут в десятки раз. ? в итоге получается, что на запрет российским компаниям и банкам доступа на рынок капиталов, который лишит их ряда возможностей заработатать, Москва ответит отменой ввоза подержаных авто, которых и так поставляется очень мало. Как то не пропорционально, не так ли?
Как запрет на импорт подержанных авто повлияет на экономику РФ?
По мнению специалистов, вероятный запрет на ввоз подержанных иномарок положительно повлияет на экономику страны. Ведь по факту добавленная стоимость создается за границей, после чего машины продаются еще и в России. Как отмечают в ГК ?Автомир?, меры по ограничению автоимпорта предпринимались и раньше, и все это стимулирует внутренний рынок. Теперь, к примеру, не будут терять деньги продавцы машин с небольшим пробегом: они смогут продавать авто по хорошей цене и покупать новые. А это, в свою очередь, возврат денег в экономику.
Дальнейшее ужесточение санкций, если оно последует, также не станет критичным для рынка, добавляют эксперты. Если запретят ввоз новых импортных машин, пострадают, прежде всего, США, ЕС и Великобритания.
Между тем масс-сегмент не пострадает вообще, считают автодилеры, опрошенные ДГ. Выбор по-прежнему огромный, ведь основной спрос сфокусирован на машинах дешевле 800 тыс. рублей, говорят автодилеры. А именно такой возможный порог стоимости будет установлен при новом витке санкций. По общему мнению, лидеры продаж ? корейские? Hyundai и Kia ? не попадут под удар. Кроме того, запреты не коснутся коммерческого транспорта.
Отечественный автопром вряд ли выиграет от санкций
Несмотря на возможные ограничения, отечественный автопром вряд ли выиграет от санкций. Спрос, как и раньше, распределяется равномерно, отмечают участники рынка. При наличии, скажем, 250 тыс. рублей половина покупателей предпочтет купить подержанного ?японца?, половина ? ?четырнадцатую? модель ВАЗ. Статистика же говорит о том, что Лада теряет популярность ? за 8 месяцев 2014 году продажи этих машин упали на 18%.
А с учетом того, что большинство ходовых иностранных моделей собирают на российских площадках, вряд ли рынок ощутить дефицит.
По словам коммерческого директора наплавления Peugeot ГК ?Автомир? Алексея ?шутина, если санкции ужесточат, они коснутся лишь автомобилей дороже 800 тыс. рублей. ?Я же полагаю, что порог будет 1 млн рублей?, - уточняет специалист.
Сразу под удар попадут Jaguar и Land Rover. Частично ? General Motors, под санкции пойдут их NAVы ? то есть машины американской сборки. Это Cadillac, Chevrolet TrailBlazer, Chevrolet Tahoe, считает он.
Пострадают все дорогие мраки BMW (но у концерна есть сборка в Калининграде). Некоторые модели Peugeot ? ведь в России собирают только 308 и 408; запрет может ударить, к примеру, по большей части комплектаций 3008, 508, 4008.
Продажи новых авто значительно вырастут
В целом, специалисты считают, что эмбарго на ввоз подержанных авто не существенно повлияет на кубанский и даже российский авторынок. Возможно, сократится ценовая разница между подержанными и новыми авто ? и тогда вектор спроса сместится на новые. Также специалисты не склонны говорить о резких скачках. Когда 5 лет назад ввели пошлины на ввоз подержанных авто в Россию ? тогда бизнес, сам рынок видоизменились. А сейчас можно говорить лишь о том, что запрет поможет продажам новой техники, не более того, считает таокой о
По словам главы пресс-службы КЛЮЧАВТО Владимира Вербицкого, отрасль не может моментально отреагировать на такой запрет, с учетом того, что многие машины собирают в России. КЛЮЧАВТО, к примеру, продает подержанные Hundai Solaris ? считать ли такой автомобиль иномаркой?
Но утилизация вкупе с санкциями может простимулировать отрасль, предполагают специалисты. В прочем, новая программа Минпромторга рФ не работает так эффективно, как в 2010-2011 гг. ? просто потому, что большинство старых машин были утилизированы уже тогда.
Но определенный покупательский интерес есть ? потому что люди теперь понимают, как удобно приобретать такие машины у дилеров, им не нужно беспокоиться о состоянии техники и документах. Спрос в рамках программы утилизации, как и ранее, сосредоточен на масс-сегменте.
Правда, по мнению некоторых экспертов, программа стартовала в сложный период. По словам Алексея ?шутина, накопился огромный отложенный спрос с марта ?апреля. Но ситуация в стране тяжелая ? и те, кто планировал поменять авто, ?притихли?. Сделки есть, но рынок упал сильнее, чем по официальной статистике.