Основу автопарка на территории Российской Федерации ? порядка 80% всех зарегистрированных транспортных средств ? сейчас составляют автомобили старше трех лет. Больше половины из них ? иномарки. ? у всех этих автомобилистов регулярно возникает вопрос, где выгоднее и удобнее всего проходить сервисное обслуживание - у официального дилера или в так называемом неавторизованном центре. Мы попытались разобраться в преимуществах и недостатках обоих вариантов.
Многие автолюбители предпочитают обращаться не в сервисные центры или официальные центры технического обслуживания, а к специалистам в неофициальные СТО. Зачастую выбор в сторону неофициальных СТО происходит из-за разницы в цене между сервисным центром и так называемым "гаражным ремонтом". В основном обслуживаются на неофициальных СТО автомобили после истечения срока гарантии. Но и небольшая часть новых иномарок обслуживаются не в своем сервисном центре. Два главных недостатка в обслуживании в официальном техническом центре ? это возникающая иногда очередь и часто увеличенная цена.
Официальный сервисный центр VS "Гаражное СТО"
Что касается неофициальных сервисов, существуют комплексные, а также узкоспециализированные СТО. В некоторых СТО специализация происходит по виду работ (только окраска и рихтовка; только мелкий ремонт), также мастерские могут быть ориентированы только на определенные марки авто или виды (грузовые, малолитражные автомобили).
Особенностью работы гаражных СТО также является то, что чаще всего детали на замену вам придется покупать самостоятельно, в специализированном магазине, что будет довольно тяжелой задачей для автовладельцев, плохо разбирающихся в данном вопросе.
Неофициальные СТО чаще всего открывают мастера уже работавшие с автомобилями, например сами занимающиеся ремонтом в сервисных центрах. Для такого СТО каждый клиент ценен, и они постараются сделать так, чтобы вы вернулись еще раз. Помогут решить вашу проблему недорого и качественно, особенно это касается отечественных авто.
Тем не менее, существуют СТО, в которые, обратившись однажды, вам придется вернуться еще раз. Ремонт может быть преднамеренно совершен некачественно. Например, замененная деталь может снова выйти из строя уже через месяц. В подобном случае вы сталкиваетесь с так называемым псевдоремонтом. Получается, что вам придется раскошелиться в двойном, а то и тройном объеме. Об экономии средств и времени речи уже не идет.
Напрашивается вывод ? во избежание подобного гораздо удобнее и проще обратится в официальный сервис. ? уж если вам придется вернуться туда с той же проблемой, то починят вам все бесплатно, по гарантии.
Обращение к ?гаражным? специалистам имеет смысл только в том случае, если вы абсолютно уверены в квалификации и порядочности сервиса, с которым имеете дело. ? если вы обладаете достаточной технической грамотностью, чтобы выбрать ?правильный? гараж и не быть обманутым. При этом, однако, совершенно не обязательно, что ремонт обойдется дешевле, чем на официальном СТО.
На многих неофициальных СТО просто не существует установленной цены. Цена варьируется в зависимости от разных факторов, которые принимают во внимание работники мастерских, зачастую просто желая получить максимум от своего клиента. Например, для человека, плохо разбирающегося в устройстве автомобиля или просто не обладающего достаточным опытом обращения в автосервисы, тяжело понять, сколько примерно может стоить выполнение той или иной работы.
Работники ?гаражных? сервисов часто судят о платежеспособности клиента по его внешнему виду. Существует практика повышения стандартной цены для клиентов-женщин, плохо разбирающихся в сути и стоимости вопроса, хотя с подобным случаем вы вполне можете столкнуться в официальной мастерской. Так что не лишено смысла, объехать несколько сервисов и сопоставить цены и характер общения с клиентом, что позволит узнать реальную стоимость и определиться с сервисным центром на дальнейшую перспективу.
В официальном сервисе вам всегда сразу озвучат хотя бы приблизительную стоимость работ или предложат провести диагностику для нахождения причины неполадки, если вы точно не знаете причины возникновения каких-либо проблем с авто.
Перед началом выполнения работ должна оставляться смета, в которой необходимо указать наименования и цены всех предоставляемых услуг. После проверки Вами выполненных работ составляется акт, который вы должны подписать, что будет означать, что на данный момент вы не имеете никаких претензий по качеству выполненной работы. Данный акт, а также квитанция об оплате услуг и гарантийный талон будет документальным основанием для обращения в СТО, в случае если вам понадобиться гарантийный ремонт. Гарантийный срок на проведенные работы и отдельные запчасти варьируется от нескольких месяцев до 2 лет.
Сами официальные СТО настоятельно рекомендуют обращаться именно к ним по ряду причин: обслуживание производят высококвалифицированные специалисты, постоянно проходящие переподготовку в учебных центрах конкретной компании (в зависимости от марки авто) имеется специальное оборудование и программное обеспечение адаптированное конкретно под Ваш автомобиль специалист всегда имеет последнюю техническую информацию и имеет прямой доступ к компании-производителю за любой информацией по ремонту автомобиля используются оригинальные запчасти.
Техническое оснащение, имеющиеся в сервисных центрах позволяет быстро и точно определить проблемы той или иной машины, а на неавторизованной СТО на это уйдет вдвое больше времени.
Выбирая официальные СТО, вы оплачиваете технические разработки компании, работу посредников и дилеров, обеспечивающих высокое качество и сервис, а также лицензированное оборудование и программное обеспечение, необходимое для обслуживания вашего автомобиля. Это слишком дорогое удовольствие или за это стоит платить?
В настоящее время официальные СТО идут на многие ухищрения, чтобы сохранить клиента, как на гарантийное, так и на постгарантийное обслуживание. Они делают все, чтобы автовладельцу было удобнее и выгоднее обратиться к ним, а не в гараж. У некоторых дилеров, особенно это касается авто премиум - класса, существует услуга, замены автомобиля (так называемый подменный автомобиль) на время ремонта. Это значит, что, сдав свою машину в ремонт, предположим на два часа, на это время вы получаете автомобиль от автосервиса в свое пользование.
Что говорить о том, что в почти каждой официальной мастерской вы можете, пока ваш автомобиль находиться в ремонте, посмотреть телевизор или выпить кофе в баре. За подобный комфорт многие даже хорошо разбирающиеся в технике автовладельцы готовы переплатить, лишь бы не торчать в гараже или не терять время, ввиду временного отсутствие транспортного средства.
С уверенностью можно сказать, что гаражный сервис уходить на второй план. Многие автовладельцы предпочитают воспользоваться всеми благами официальных сервисов, даже если речь идет об увеличении стоимости. Многих официальные СТО привлекают наличием обязательной гарантии, на выполненные работы и запчасти, что, безусловно, немаловажно. Для некоторых автовладельцев важен сам факт обслуживания именно у официалов, для них это является синонимом качества и престижа. Понятие ?ремонт автомобиля? постепенно перестает ассоциироваться с грязным гаражом. Ведь существуют все условия для того, чтобы обращение в СТО не стало чем-то неприятным и неудобным.
Но существует также определенная категория автовладельцев, которым важно контролировать и непосредственно участвовать в ремонте своего автомобиля. Такой человек, скорее всего технически грамотен, поэтому может не бояться обращаться в гараж, особенно если гараж богато оснащен и имеет хорошую репутацию среди клиентов.
Проведём эксперимент
Для эксперимента мы взяли среднестатистическую иномарку Skoda Octavia. Это самый продаваемый на территории России автомобиль Skoda ? сейчас по стране таких седанов ездит больше 400 тысяч. В нашем случае это автомобиль 2013 года выпуска. Трехлетний период гарантийного обслуживания закончен. На спидометре почти 70000 пробега и компьютер уже сигнализирует, что пришло время пройти ТО.
Сравнивать цены мы отправились в официальный АСЦ Шкода Марьино. В широком ассортименте здесь оригинальные и неоригинальные запчасти. С выбора и сравнения цен на запчасти для ТО мы и начинаем.
Официальный дилер Skoda без лишних вопросов выдает нам распечатку стоимость запчастей и расходных материалов для прохождения ТО. Такие же цены, кстати, легко найти и на официальном сайте производителя. Это важно, потому что цены на запчасти будут одинаковыми в любом уголке России, поскольку они рекомендованы производителем.
Самая дорогая позиция ? моторное масло: рекомендованная розничная цена масла 5W30 (4 литра), необходимого для Skoda Octavia, в сервисном центре официального дилера стоит 2276 рублей. Обязательный для замены масляный фильтр ? 329 рублей. Плюс к этому прокладка сливной пробки поддона двигателя ? 40 рублей. Салонный фильтр (официально называется ?очиститель воздуха кондиционера в сборе?) у дилера стоит 2380 рублей. ?того стоимость запчастей и расходных материалов у официального дилера выходит в 4470 рублей.
Для сравнения идем в неавторизованный сервисный центр. Здесь наше принципиальное требование, чтобы все запасные части были оригинальными. Вот здесь консультант сразу и ?поплыл?. Стоимость на оригинальные запчасти нам сказали исключительно примерную: масло ? около 2100 рублей, масляный фильтр ? примерно 350 рублей, прокладка сливной пробки поддона двигателя ? 60 рублей, салонный фильтр ? 1100 рублей. В итоге приблизительная стоимость запчастей для ТО в неавторизованном сервисе выходит 3610 рублей.
Примерные цены в таком сервисе действительно настораживаю. Позже знающие люди пояснили, скорее всего, фильтров и прокладок для конкретного автомобиля здесь просто нет в наличии. Когда конкретный автомобиль запишется на обслуживание в такой центр, то его специалисты просто закажут запчасти в интернете. ? финальную стоимость объявят клиенту уже после завершения работ. ? не факт, что она будет точно такой же, как назвали в начале.
Учитывая это обстоятельство, мы решили сравнить цены на запчасти для ТО в крупнейшем интернет-магазине Exist. Масло здесь можно купить не дороже 1600 рублей. Масляный фильтр ? 464 рубля. Прокладка сливной пробки поддона двигателя стоит точно так же, как и у официального дилера ? 50 рублей. А вот салонный фильтр почти в три раза дешевле ? 748 рублей. ?того запчасти, купленные в интернете, обойдутся в 2862 рубля.
В случае с покупкой запчастей в интернете знающие люди тоже советуют быть осторожным. Опасность заключается в том, что даже здесь тоже может быть указана не совсем верная цена. Реальными можно считать цены только на те запчасти, которые доставляются клиенту за 2-3 дня. Это означает, что они есть на складе. Если доставка составит 20 дней и более, то цена практически наверняка будет другой ? зачастую намного выше указанной на сайте.
При выборе запчастей вопрос, какие брать ? оригинальные или неоригинальные ? встает довольно остро. Здесь и обывателю понятно, что качество оригинальных запчастей гарантирует производитель. У них будет полная совместимость с автомобилем. А если такая запчасть устанавливается в сертифицированном сервисном центре, то на нее распространяется гарантия по времени эксплуатации ? в случае преждевременного выхода из строя дилер заменит ее бесплатно.
При этом в любой неавторизованной мастерской при проведении работ практически наверняка вам предложат неоригинальные запчасти. Главный аргумент ? стоимость. Порой ?неоригинал? может обойтись в два, а то и в три раза дешевле. А мастер в гараже наверняка будет уверять, что никакой разницы между оригинальными и неоригинальными запчастями практически нет. Но в случае с выбором неоригинальных запасных частей автомобилист действует исключительно на свой страх и риск. Надо понять, что продавцы не несут никакой ответственности, если запчасть развалится или выйдет из строя во время работы.
А ценовой аргумент в большинстве случаев ? миф. Сейчас даже оригинальные запасные части для иномарок у дилеров бывают дешевле, чем в неофициальных мастерских. Специалисты дают этому вполне логичное объяснение. Оригинальные запчасти российские неавторизованные поставщики чаще всего получают из Объединенных Арабских Эмиратов. Это связано с упрощенной системой налогообложения в этой стране. ?менно поэтому запчасти получались дешевле. Но проблема в том, что расчеты за эти поставки ведутся в долларах. А курс сейчас не самый выгодный для российских компаний. ? как раз из-за разницы в курсах конечная стоимость запчастей серьезно выросла.
При этом, российские дилеры могут похвастаться серьезными запасами запчастей, который находятся на складах в России. Закуплены некоторые из них были еще по выгодному курсу. ? сейчас эти запчасти совершенно официально продают по старым ценам. Вот и получается, что запчасти у дилера порой выходят даже дешевле, чем на стороннем рынке.
Любой автомобилист знает, что поездка на сервисное техническое обслуживание чаще всего не заканчивается только на замене масла и фильтров. Мастера обязательно найдут что-то, что вышло из строя, а мы про это и не знали. Для дальнейшего анализа мы взяли запчасти, которые по данным официального дилера являются самыми востребованными на Skoda Octavia в постгарантийный период. Самыми высокими здесь оказались цены у дилера, а самыми низкими ? в интернет-магазине. Цены в неавторизованном сервисном центре показали средний результат, но все они опять оказались приблизительными.
Суммировав стоимость всех запасных частей, обязательных при прохождении ТО и тех, которые могут понадобиться, получается, что у официального дилера на это придется потратить 14676 рублей. Примерная стоимость тех же самых запчастей в неавторизованном сервисном центре 12700 рублей. В интернет-магазине при всех сопутствующих этому рисках тот же набор запчастей можно купить за 10453 рубля.
Вывод очевиден ? по стоимости запчастей официальные дилеры безусловно проигрывают сторонним продавцам.
Подводя итоги
Качественный ремонт автомобиля ВАЗ вам могут предложить как на официальном СТО, так и ?неофицалке?, разброс цен также является небольшим, иногда обслуживаться у официалов даже экономичнее. Что касается иномарок, действительно качественный ремонт, не вызывающий нареканий, можно найти на официальных сервисах, а также на хорошо проверенных и испытанных вами неофициальных СТО.
Прежде всего, стоит ориентироваться на цены, они не должны быть в разы ниже, чем на официальных сервисах. Подозрительно низкая цена является поводом для того, чтобы еще раз подумать, прежде чем обращаться в данный сервис. Если есть возможность, не стоит экономить на качественном ремонте вашего авто, тем более, если в будущем вы планируете выгодно его продать.
Напомним, что в начале сентября этого года мы проводили опрос среди посетителей сайта, в котором приняло участие 1579 человек. Почти половина опрошенных (49%, 786 человек) в качестве главной причины отказа от обслуживания в фирменной СТО назвали стоимость обслуживания.