?сламский банкинг - это способ ведения банковских дел, который согласуется с религиозными правилами ислама, а именно - полный отказ от ссудного процента, отказ от фьючерсных сделок.
В кризис исламский банкинг привлек к себе повышенное внимание инвесторов. Что же он собой представляет и чем отличается от традиционных финансовых инструментов, существующих в банковской системе?
Ближе всего, как методика работы подходит понятие проектное инвестирование.
Это проектное инвестирование, которое связано с разделом рисков, долевым участием. Банк не получает процента, банк изучает у человека, который пришёл к нему за помощью, предложенный бизнес-план и анализирует риски.
Любые операции с фьючерсами, свопами и другими категорями практически еще не произведенных товаров и услуг категорически запрещены, т.е. по сути исламскйи банкинг оперирует только только материаьными и нематериальными ценностиями настоящего момента.
По сути вкладывая деньги в исламский банк, вы не даете их под проценты, а вкладываете в какое-то реальное, полезное дело, связанное с производством каких-то конкретных товаров и услуг.
Все исламские финансовые инструменты построены таким образом, чтобы выполнить данное условие и в то же время получать прибыль от своей деятельности.
Традиционный банк, по сути, покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента. ?сламский же банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Каким образом?
Банк открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков. Этими средствами он финансирует предпринимателей. Однако вместо традиционного процента предприниматель делит полученную прибыль с банком, а тот в свою очередь с вкладчиком.
Главный же принцип таков: вознаграждение банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса. Таким образом, из экономического оборота полностью выводится основа господствующей банковской системы ? ссудный процент. Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что, поскольку деньги не есть товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды.
Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложенными в экономику, создали реальную добавленную стоимость.
Поэтому традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, вне закона. Равно как и облигации ? процентные бумаги. Взамен традиционных банковских и инвестиционных продуктов в исламском мире существует целый ряд своих специфических форм.
?Мушарака? ? совместная реализация проекта силами банка и предпринимателя. В рамках этой операции банк кредитует определенный проект. Фактически речь идет о специфическом виде проектного финансирования. Корни этих операций уходят в караванную торговлю, когда одни купцы предоставляли товар, другие доставляли его до места назначения и продавали.
При мушараке банк осуществляет финансирование, не связанное с взиманием определенного процента, а участвует в полученной прибыли. Распределение прибыли осуществляется следующим образом: определенная доля выделяется партнеру в оплату за его труд, управленческий опыт или иное участие в сделке или проекте. Оставшаяся часть распределяется между партнером и банком, предоставившим финансирование, в соотношении, пропорциональном вкладу каждого участника, в совокупные расходы по проекту. При убытках потери распределяются пропорционально участию в финансировании.
?Мудараба? ? договор, согласно которому клиент банка передает деньги банку для последующего вложения этих денег в определенный проект или вид деятельности. Прибыль, полученная в ходе реализации проекта, делится в оговоренной пропорции. Эта операция представляет собой аналог пассивной банковской операции ? привлечения денег. ?сламская уникальность в том, что клиент знает, куда идут его деньги. Банк не может вкладывать деньги в некоторые запрещенные виды деятельности: производство и продажу алкоголя, организацию игорных домов и домов терпимости. Также мудараба исключает получение процентов в чистом виде.
?Мурабаха? ? финансирование коммерческих операций, разновидность договора купли-продажи. Банк приобретает определенный товар с целью перепродажи. Такая деятельность не противоречит шариату, поскольку торговля предполагает определенное личное участие и усилия. Банк берет на себя организацию продаж, хранение, перевозку и т.д. К примеру, банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента. При этом банк принимает на себя весь риск торговой операции. В последующем банк перепродает товар клиенту по цене, которая включает в себя оговоренную в договоре наценку. Эта наценка и становится доходом банка.
К другим операциям, характерным только для исламского банкинга, относятся:
?иджар? ? долгосрочная аренда, аналог лизинговой операции;
?салям? ? авансовое финансирование, преимущественно в аграрном секторе, схожее с договором контрактации;
?иджар ва-иктина? ? соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятые в аренду оборудование, сооружения производственного назначения;
?закат? ? обязательный налог (2,5%), в соответствии с Кораном взимаемый с имущества состоятельных мусульман и направляемый на обеспечение бедных, неимущих слоев мусульманского общества, обеспечение проектов улучшения быта и общественных работ;
?кард-аль-хасан? ? беспроцентная ссуда. Банк предоставляет лицу или организации беспроцентную ссуду, возвращаемую в оговоренный срок. Банк может выделить беспроцентную ссуду правительству или организации для осуществления общественных проектов (строительство заводов, фабрик, дорог, жизненно важных объектов);
?бей-би-силаа? ? форвардная сделка, при которой покупатель платит частично авансом за товары.
Особого внимания заслуживают так называемые ?сукуки? (беспроцентные исламские облигации), выпускаемые под определенный материальный актив, где эмитент рассматривается в качестве долевого собственника данного актива. Доходность сукуков зависит от прибыли на базовый актив, а эмитент дает инвестору безотзывное право выкупа актива по фиксированной стоимости. Преимущество данного вида облигаций заключается также в низкой волатильности и тенденции инвесторов удерживать эти бумаги до наступления срока погашения.
По данным ?ВТБ-Капитал?, в настоящее время в мире обращается сукуков на сумму 90 миллиардов долларов США, а начавшееся падение объемов их эмиссии в 2008 году (в три раза по сравнению с 2007 годом ? с 50 до 15 миллиардов долларов) было связано с фетвой исламских богословов, признавших 80% всего объема эмиссии сукуков не соответствующими нормам шариата. Отрицательным фактором, сказавшимся на привлекательности сукуков, является и то, что нижней границей объема заимствования, определяющей целесообразность эмиссии сукуков, является планка в 100 миллионов долларов США.
?спользовать исламские финансовые инструменты могут любые предприниматели независимо от вероисповедания. Многие аналитики называют рынок исламского финансирования, который активно развивается последние несколько десятков лет, одним из наиболее перспективных. По мнению экспертов, ситуация с Dubai World не повлияет на состояние рынка исламского финансирования. ?ВТБ Капитал?, инвестиционное подразделение ВТБ, уже несколько месяцев готовит выпуски исламских облигаций сукук. ?Нам интересен этот инструмент. Мы рассматриваем возможность выпуска?, ? отметил ранее глава ?ВТБ Капитала? Юрий Соловьев.
Сам исламский банкинг относительно молод. ?сламские банки с конца 60-х годов прошлого века действуют в Малайзии и практически во всех арабских странах. Но отправной точкой развития исламского банкинга считается создание в 1975 году ?сламского банка развития и Дубайского исламского банка.
Сравнительно недавно появились исламские банки в Европе, где довольно велика доля населения, трепетно относящегося к законам шариата. В поисках новых клиентов целый ряд крупных традиционных европейских банков предлагает специфические продукты. Среди них, например, французский Societe Generale. В немецком Маннхайме (Mannheim) в скором времени будет открыт первый на территории Германии мусульманский банк, который будет функционировать в соответствии этическими нормами Корана. Открытие банка Kuveyt Tuerk Beteiligungsbank, главные офисы которого располагаются в Кувейте и Турции, запланировано на март 2010 года. Ожидается, что постепенно число немецких филиалов может возрасти до 10.
По данным HSBC, в мире существует около 300 исламских финансовых институтов.
В РФ, где общая численность мусульман достигает 20-23 млн человек, инструменты исламского финансирования небезынтересны. По данным опроса Совета муфтиев России, об альтернативных способах финансирования дел и личных потребностей задумываются 69% опрошенных. 56% выражают готовность стать клиентом исламского банка, еще 26% подумывают над этим. В России исламский банкинг представлен уже несуществующим ?Бадр-Форте Банком?, одним П?Фом и несколькими выпусками sukuk. Пионером, предпринявшим первую попытку развития исламских финансовых инструментов, был БТА Банк (СлавинвестБанк).
Одна из первых в России инвестиционных компаний, которая будет вести свою деятельность в соответствии с законами шариата, ? Татарстанская международная инвестиционная компания (ТМ?К) ? начнет работу к концу I квартала 2010 года; ее уставный капитал составит около трех миллионов долларов. ?Компания должна заработать к концу первого квартала. Ее уставный капитал пока составит около трех миллионов долларов?, ? сказал один из учредителей компании. Примерно 60% средств планируется инвестировать в проекты на территории Татарстана, оставшиеся ? в других регионах РФ.
Компания будет работать в форме закрытого акционерного общества и пока не получает банковскую лицензию ЦБ.
Наиболее перспективными инструментами исламского банкинга в России эксперты считают мурабаху (продажа с отсрочкой платежа), мударабу и мушараку (доверительное и совместное управление), такафул (страхование) и sukuk. Созвучным с мурабахой в российской практике является коммерческий кредит. Однако применение каждого из данных инструментов сопряжено с определенными трудностями, в основном обусловленными различиями в законодательстве.
?Российское банковское законодательство, в отличие от законодательства отдельных стран, не предполагает возможности реализации модели банковского бизнеса в соответствии с требованиями шариата. Так, с учетом имеющейся информации о практике финансовых операций, осуществляемых так называемыми ?исламскими банками?, их операции с точки зрения российского банковского законодательства не могут, строго говоря, именоваться банковскими, т.к. возмездность относится к существенным условиям таких договоров, как банковский вклад и кредит, причем плата по ним установлена в виде процента, что строго запрещено нормами шариата?, ? поясняет заместитель председателя Национального банка Республики Башкортостан Марат Кашапов.
В то же время статья 421 Гражданского кодекса РФ, по словам Марата Даниловича, устанавливает принцип свободы договора, предполагающий, в частности, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. ?Таким образом, в принципе, российское законодательство предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам вступать в любые, не запрещенные законом правоотношения, в т.ч. соответствующие нормам шариата?.
Устранить существующие проблемы возможно при правильном структурировании сделок, уверяют эксперты, но в отдельных случаях необходимы изменения в российском законодательстве, так как любой вид экономической деятельности предполагает необходимость соблюдения целого ряда требований: в области бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, организации корпоративного управления, защиты прав потребителей, финансового регулирования и т.д.
?Так, например, недавно в Казахстане был принят специальный закон об исламских банках. Как нам известно, в настоящее время вопрос обсуждается и в России, как в мусульманской общине, так и в среде финансистов. В частности, эта тема освещалась на ряде конференций, а в Ассоциации региональных банков России для целей юридической проработки проблемы недавно была создана рабочая группа по альтернативным (исламским) финансовым институтам и продуктам, куда вошли авторитетные эксперты в этой сфере?, ? рассказал Марат Кашапов.
С тем, что необходимы изменения в законодательстве, согласен и руководитель Комитета по стандарту ?Халяль? Духовного управления мусульман Республики Башкортостан ?льшат Гизатуллин. С учетом того, что в последние несколько лет власти активно выступают за повышение доступности финансовых услуг, продвижение новых финансовых провайдеров, по словам экспертов, вполне вписывается в этот контекст.
?В случае детальной проработки юридической стороны вопроса и реализации соответствующих законодательных инициатив, как нам представляется, исламская модель финансовых услуг вполне могла бы быть востребована в Башкортостане, учитывая значительную долю мусульманского населения. Реализация исламской финансовой модели способствовала бы расширению объемов финансирования за счет привлечения дополнительных ресурсов, а также снижению рисков благодаря более рациональному вложению средств, повышению ответственности инвесторов и получателей ресурсов. А все это благотворно сказалось бы на состоянии экономики и общества?, ? резюмирует заместитель председателя Нацбанка РБ Марат Кашапов.
Таким образом, схема исламского финансирования основана на распределении рисков, где клиент и банк совместно несут ответственность по любым инвестициям на согласованных условиях распределения прибыли. Клиенты к таким условиям сегодня готовы, а вот российским банкам для реализации этой модели финансирования требуются законодательные поправки.
?стория возникновения и становления исламского банкинга
Учитывая факты, что исламский запрет на риба (проценты) существует уже 1400 лет, и что исламские банки появились только в последние 15 лет, возникает вопрос, почему исламская модель финансирования так долго не приходит на место уже существующей системы.
Ответ на этот вопрос должен быть обязательно основан на исторических фактах. Чтобы в полной мере оценить появление исламских банков, надо понять историческую эволюцию основ банковской системы и ее роль в мусульманских странах, так как значимость исламского банкинга можно понять и оценить лишь в контексте развития коммерческих банков.
?стория коммерческих банков в западном мире сама по себе не очень стара. Развития деятельности коммерческих банков на Западе синхронизировано с появлением индустриальной цивилизации в последние два с четвертью века. С началом промышленной революции возник огромный рост торговцев, производителей, промышленников и других предпринимателей, которые хотели, расширить свой бизнес и создать различного рода фирмы, но собственных финансовых ресурсов было не достаточно. Таким образом, нужно было найти метод для получения доступа к финансам других предпринимателей.
Существование потребности финансового посредничества и явилось основной мотивацией возникновения коммерческих банков, которые очень скоро стали основой современной промышленной и финансовой системы. Эффективно и гладко функционирующая банковская система сегодня является одной из самых основных предпосылок успешного развития экономики.
Впрочем, все это происходило на фоне западной культурной традиции, которая отмахнулась от морально-этических норм христианства в ведении экономических и деловых связей.
Когда мусульманский мир вступил в контакт с индустриализацией и другими учреждениями капитализма, включая коммерческую банковскую систему, мусульмане могли выбрать один из двух вариантов:
принять схему существующих коммерческих банков если при этом будет утверждено, что процент, начисляемый коммерческими банками не будет содержать элементов риба, запрещенный исламом. Таким образом, коммерческие банки смогут стать допустимыми для мусульман.
принять решение, что процент, начисляемый коммерческими банками является риба и с учетом этого принять альтернативную систему банков, которая не будет нарушать принципы исламского шариата.
Следует иметь в виду, что эти два варианта не были столь ясны в начале, как они представляются в настоящее время. Существовали некоторые факторы, стирающие различия между ними.
Во-первых, экономика большинства мусульманских стран находилась в ведении колониальных властей и население этих стран мало участвовало при выборе политических и экономических систем. Учреждения, которые существовали в мусульманских странах на протяжении веков, такие, например, как суды шариата, стали бы неэффективными и без необходимости прекратили бы свое существование. Они были бы заменены новыми учреждениями. В этих условиях, мусульмане не имели никакого практического выхода, кроме того как работать с ними, даже если существовали серьезные оговорки в отношении некоторых из них по моральным и этическим соображениям. Это было и в случае с коммерческими банками.
Тем не менее, следует признать, что в середине девятнадцатого века некоторые богословы в некоторых мусульманских странах, таких, как Египет, ?ндия и ?ндонезия, сделали попытку примирить запрещенную в ?сламе риба с существовавшими в то время коммерческими банками. При этом они полагались на то, что запрещенная в ?сламе риба в основном применима к ростовщическим займам, а не к операциям коммерческих банков.
Было также отмечено, что риба, осужденная и запрещенная в Коране, является на самом деле ростовщичеством, а не кредитом, который лежит в основе функционирования современных банков. Некоторые другие утверждали, что запрет в основном направлен на устранение излишеств и применения в потребительском кредитовании процентов и то, что, коммерческие банки дают кредиты в основном для производственных целей, запрет на риба не может покрыть банковские кредиты.
Сторонники этих взглядов игнорировали тот факт, что Коран категорически запрещает любые излишки (или избыток) по сравнению с основной суммой, подлежащей риба и ясно говорит о том, что кредиторы имеют право только на основную сумму. Было также забыто, что ?слам не делает никаких различий между потреблением и производством кредитов. Запрещение Риба должно применяться независимо от целей выдачи кредитов.
Тем не менее, это также исторический факт, что вышеприведенные взгляды были приведены лишь незначительным меньшинством в мусульманских странах. Большинство мусульманских ученых и верующих, имеющих серьезные знания в правильности этих позиций и допустимости банковского процента, не принимают эти мнения.
Как следствие, современные коммерческие банки не могут добиться значительного прогресса в мусульманских странах, как это было в западном мире, и даже в некоторых азиатских странах. Это подтверждается тем фактом, что коммерческие банки в мусульманском мире даже сегодня в основном ограничиваются расположением в крупных городских центрах, где западная культура и цивилизация сделали глубокий прорыв. Но даже в городах, значительное количество людей держится подальше от коммерческих банков по религиозным и моральным причинам, соблюдая предписания Корана в оношении риба. Есть среди них те, кому приходится иметь дело с банками, в силу обстоятельств или из-за отсутствия каких-либо банковских институтов, допустимых ?сламом, которые считают, что это нарушение веры. Они не используют проценты в качестве собственных средств. То ли они оставить их в банке невостребованными, то ли дать кому-нибудь другому.
Другой подход - разработать банковскую систему в соответствии с требованиями шариата, стал еще более актуальным в последнее время, хотя идея создания беспроцентного банка восходит еще к 1940-м годам. Однако в то время еще отсутствовали условия для практических мер по созданию исламского банка, так как не было идей по техническим деталям и фактическом функционировании беспроцентного банка. На самом деле теория беспроцентного банковского дела и идея исламского банкинга остаются простыми желаниями, даже не планом, в течение длительного времени.
Ранний эксперимент
Новаторский эксперимент, положивший принципы исламского банковского дела на практику, был проведен в Мит-Гамр в Египте с 1963 по 1967 год. Эксперимент объединил идею немецких сберегательных банков с принципами банковской системы в рамках исламских ценностей. Мит-Гамр в основном это сельская местность и люди там в целом, как и везде в исламском мире, был весьма религиозен. Они не размещали свои сбережения в любом банке из-за запретности процентов в ?сламе. Кроме того, вряд ли какие-либо финансовые учреждения были доступны им ранее. В этих условиях задача заключалась не только в соблюдении исламских ценностей, но и в воспитании людей в использовании банковских услуг.
Западный эксперт описывает значение эксперимента Mit-Гамр следующим образом:
"Большая часть населения никогда не имела дела с финансовыми институтами. В связи с этим, накопление капитала было нарушено. В основном религиозное население, как правило, не доверяло банкирам, работающим в западном стиле, было несколько местных отделений, опекающих их. Поскольку значительная часть доходов не тратилась сразу, а откладывалась на социальные события, чрезвычайные ситуации и тому подобное, образуя мертвый капитал, который не может быть использован для продуктивных инвестиций. Однако, условием каких-либо изменений поведения от накоплений и "реальной экономии активами" до "финансовой экономии" было создание финансового учреждения, которое не нарушает религиозные принципы широких слоев населения. Только тогда большая часть населения была интегрирована в процесс накопления капитала. "
Таким образом, была предпринята попытка включить сельское население в финансовую систему и "развития природы указанного раннее эксперимента сделали это очень важным"
В проекте Мит-Гамр были приняты следующие типы счетов:
(I) сберегательные счета;
(II), инвестиционные счета,
(III) а также закят счета.
Проценты не подлежат выплате по вкладам сберегательных счетов, но по ним было разрешено снимать по первому требованию. По ним есть право на небольшие, краткосрочные беспроцентные займы для производственных целей. Средства, вложенные в инвестиционные счета, были подвергнуты ограничению изъятия и возможности инвестиций на основе участия в прибылях. Закят счета привлекли внимание, обусловленное суммой закята для распространения среди бедных слоев населения.
Проект исламского банкинга Мит-Гамр был неожиданным успехом.
Сберегательные вклады увеличились с 25 000 египетских фунтов до 125000 египетских фунтов в 1963-66. За тот же период инвестиционных депозитов увеличилось с 35000 до 75000 египетских фунтов. Эксперт также сообщил, что "банк функционировал осторожно, отвергая, в среднем, 60 процентов кредитных заявок".
Хотя проект Мит-Гамр сделал хороший старт, от него пришлось отказаться из-за определенных политических факторов. В настоящее время он имеет только историческое значение. Тем не менее, это был первый эксперимент, который показал, что банковская деятельность может быть организована на основе исламских принципов уважения, запрета риба и отсутствия процентов.
Уникальное финансовое учреждение
С точки зрения истории развития исламского банкинга, необходимо также отметить уникальность финансового учреждения, которое, как правило, не упоминается в дискуссиях по исламскому банкингу, но значение которого велико. Это финансовое учреждение Управления Паломников и Правления Фонда Малайзии, которое широко известно под именем Табунг Хаджи.
Причиной создания этого учреждения было желание малайзийских мусульман, чтобы деньги, потраченные на паломничество были чисты и незапятнанны от риба. Поскольку это было не возможно при сдаче на хранение денег в обычные коммерческие банки, возникло желание необходимости создания специальных финансовых институтов. Таким образом, Экономическая Корпорация Паломников была создана в Малайзии в 1963 году и впоследствии была включена в Управление Паломников и Правление Фонда (Табунг Хаджи) в 1969 году.
Целью Табунг Хаджи является (1) сохранить средства мусульман для обеспечения их расходов на выполнение Паломничество (Хадж;) или на другие расходы, необходимые им, (2) возможность мусульман благодаря экономии средств принимать участие в инвестировании в промышленность, торговлю, а также в сферу недвижимости, в соответствии с принципами ?слама, и (3) обеспечение защиты, контроля и благополучия мусульман паломников".
Для достижения этих целей на учреждение возлагается сбор средств за счет своих филиалов и других учреждений, таких как почтовые отделения и вкладывать сбережения вкладчиков в "соответствии с инвестиционными принципами и нормами ислама".
В 1963 году Табунг Хадж начал с 1281 вкладчиков и в, общей сложности, с 46 600 малазийских долларов на вкладах. К концу 1985 года учреждение имело 65 филиалов по всей стране, а число вкладчиков достигло 867 220, общая сумма вкладов превышала 1 млрд малазийских долларов. Деятельностью Табунг Хаджи управляло Министерство финансов и инвестиций, которое имело шесть направлений, а именно финансы, сбережения, снятие денег, ценные бумаги, земельные участки и здания, управление недвижимостью и компьютерами. Было также создано пять вспомогательных компаний, занимающихся транспортировкой паломников, строительством жилья и имуществом.
Что касается управления средствами, то Табунг Хаджи действует в качестве учреждения сбережений и инвестиций. В принципе, это работало по принципу "Аль-вакала аль ? mutlaqa (абсолютное доверие), с помощью которого вкладчики давали свое согласие Табунг Хаджи управлять своими вкладами для целей инвестирования. Учреждение имело несколько схем привлечения депозитов, например, прямые вклады, депозиты через филиалы и почтовые отделения, схема вычеты вкладов, схема сбережений для детей и т.д. Выплаты допускались до 100 процентов с остатка денежных средств в фонде. Однако, только одна выплата была произведена в течение 6 месяцев. Лицам, зарегистрированным для совершения хаджа в течение данного года обычно не разрешалось снимать денежные средства в конкретном году.
Для осуществления инвестиций в соответствии с принципами ?слама, Табунг Хаджи использует такие способы инвестирования, как Мударабаха, Мушарака и ?джара. Для обеспечения ненарушения принципов ислама, учреждение использовало проведение консультаций с национальными фатвами комитета Малайзии. Тем не менее, после создания банка в Малайзии, он пользовался услугами шариатского Наблюдательного совета.
?нвестиции Табунг Хаджи имели четыре разные формы: инвестиции в акции, в дочерние компании, инвестиции в землю, здания и краткосрочные инвестиции. После вычета операционных расходов и выплаты Закята доходы распределялись среди держателей депозитов. Как правило, величина дивидендов по Табунг Хаджи варьируется в диапазоне от 8 до 8,5 процентов. Хотя, строго говоря, Табунг Хаджи не являлся банком, он работал аналогично способам исламского банкинга. Учреждение выполняло две важные функции банковского дела - принимало депозиты и осуществляло инвестиции. На самом деле, Табунг Хаджи является хорошим примером того, как специализированное финансовое учреждение может успешно работать в соответствии с принципами ?слама.
Появление исламских банков
Первый исламский банк в городских условиях был создан в Каире в 1971 году с участием Социальный банка Насер, который начал свою деятельность в 1972 году. Банк являлся публичным с автономным статусом. Цели его заключались в основном в предоставлении беспроцентных займов для небольших проектов с участием в прибылях, помощь бедным и нуждающимся, в выдаче займов для студентов университетов и других высших учебных заведений. ?з-за осуществления такого рода социальных функций, Социальный Банк Насер на начальных этапах работы был освобожден от соблюдения основ банковского и кредитного права 1957 года. Банк изначально функционировал при Министерстве финансов, но в настоящее время при Министерстве социальных дел и страхования. Капитал банка был представлен за счет средств, выделенных Президентом из внебюджетных фондов, ассигнований из государственного бюджета и взносов от Министерства по делам вакфов.
Следующим за Социальным банком Насер был создан Dubai Islamic Bank в 1975 году. Dubai Islamic Bank является акционерным обществом, имеющим головной офис в Дубае, с капиталом в 50 миллионов дирхам. Правительства Дубая и Кувейта, соответственно, участвовали в размере 20 процентов и 10 процентов в капитале банка. С 1975 года, ряд других исламских банков были созданы в мусульманских странах и в других частях мира и успешно функционируют по настоящее время.
Две крупные международные исламские холдинговые компании, а именно, А?-Mal аль-?слами "(DMI) Доверие и контроль" и группа Аль-Барака контролировали ряд исламских банков. DMI является холдинговой компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Багамских островов. Она была создана в 1981 году с уставным капиталом в 1 млрд долларов США состоит из 10 млн акций равной ценности. Сегодня OMI работает в ряде исламских стран с международными финансовыми центрами через сеть исламских финансовых институтов, включающие в себя исламские инвестиционные компании, исламские банки и исламские страховые компании.
Группа Аль-Барака была создана в 1982 году и имеет 12 филиалов и финансовые интересы в ряде дочерних учреждений. Есть определенные исламские банки в регионе Персидского залива, такие, как Dubai Islamic Bank, Кувейтский финансовый дом и ?сламский банк Катара, не принадлежашие никому из этих холдингов. Есть также исламские банки в некоторых других исламских странах, таких как Малайзия и Бангладеш, которые были созданы при активной поддержке со стороны правительств этих стран. Ряд исламских банков функционируют также в немусульманских странах, таких, как Филиппинский Аманах банк, ?сламский банк ?нтернационала в Дании и Дом исламских финансов Всеобщей Холдинг в Люксембурге.
Кроме того, в нескольких обычных учреждениях действуют так называемые "исламские окна", через которые они могут предложить своим клиентам определенные услуги с использованием различных исламских методов финансирования. Среди них, Национальный коммерческий банк Саудовской Аравии, и Банк Миср Египта заслуживают особого упоминания.
Деловая практика исламских банков
?сламские банки, как и другие банки, привлекают финансовые ресурсы от частных лиц и учреждений и направляют их коммерческим фирмам, которым необходимо внешнее финансирование для поддержки их производственной деятельности. Таким образом, исламские банки выполняют те же функции финансового посредничества что и традиционные банки. Основное различие между исламскими банками и основными банками в том, как эти функции выполняются, т. е. как они увеличивают финансовые средства и как они их используют. Ради удобства проведения аналитики, необходимо различать источники и направления использования средств.
1. ?сточники финансирования исламских банков
Хорошо известно, что банки принимают депозиты с различными сроками погашения, с различными процентными ставками по каждому виду. ?сламские банки не платят проценты по вкладам. Как исламские банки работают с различными видами депозитов описана ниже
(А) Текущие счета
Все исламские банки работают с текущими счетами клиентов, как и традиционные банки. Эти счета определяются как счета ?до востребования?, ?вклады на предъявителя?, ?без уведомления банка?. Банк гарантирует полный возврат денежных средств по первому требованию клиента. Банк может использовать эти средства в своей коммерческой деятельности на свой страх и риск. Так как все риски несет банк, вкладчики не имеют права на какую-либо долю в прибыли, полученной банком.
(Б) Сберегательные счета
?сламские банки также принимают сберегательные вклады от физических лиц. В ?сламских банках появились четыре различных метода операционных сберегательные счетов: (I) сберегательные вклады, которые принимаются на принципе аль-wadi'a (целевые), с просьбой дать вкладчиком банка разрешения на использование средств на свой страх и риск, при этом банки гарантируют полный возврат вкладов и прибыли после совместного использования средств. (II) сберегательные вклады, которые принимаются с разрешением вложения их и разделением прибыли в согласованном порядке за период, в котором сохраняется минимальный остаток. (III) сберегательные вклады Кард хасан (благотворительный кредит) от вкладчиков банку и предоставление им материальной или нематериальной выгоды. (IV) сберегательные вклады, принимаемые в инвестиционный фонд и рассматриваемые в качестве инвестиционных вкладов, как описано ниже. В основном, вкладчики получают право на отзыв вклада без предварительного уведомления банка, при этом клиенты не имеют права на долю в прибыли за отчетный период, в котором сделан отзыв.
(В) ?нвестиционные счета
?нвестиционные счета исламских банков аналог термина ?депозиты? в обычной системе. Эти счета могут быть открыты как частными лицами, так и компаниями на любой указанный период, например, на 6 месяцев, на 1 год или более. Вкладчики не получали какого-либо процента. Вместо этого, они имели право на долю в фактической прибыли, получаемой от инвестиционной деятельности банка. Прибыли являются общими для вкладчиков в согласованной доле в зависимости от суммы своих вкладов.
(Г) Совместные / Общие инвестиционные счета
Некоторые исламские банки использовали общие инвестиционные счета. ?нвестиционный фонд принимает форму общего счета инвестиций, в которых инвестиционные вклады имеют различные сроки погашения. Они не привязаны к какому-либо конкретному инвестиционному проекту, но используются в различных финансовых операциях банка. Прибыль распространялась в конце периода на пропорциональной основе.
(Д) Лимитированный период ?нвестиционных депозитов
Некоторые исламские банки также принимают инвестиционные вклады в течение указанного периода, который определяется по взаимному согласию между вкладчиком и банком. Вклад прекращает свое существование в конце периода, но доходы распределяются и учитываются в конце финансового года.
(Е) Неограниченный период ?нвестиционных депозитов
Эти инвестиционные депозиты автоматически возобнавляются без указания срока. Они могут быть прекращены путем определения указанного срока с уведомлением банка, как правило, 3 месяца. Невзимание или увеличение суммы вклада допускается в течение этого периода. Прибыль рассчитывается и распространяется в конце финансового года.
(Ж) Специализированные инвестиционные вклады
Некоторые исламские банки развивают схемы инвестиционных вкладов с особого разрешения инвестировать в конкретные схемы или конкретные продукты. Прибыль активности распределяется между вкладчиком и банком. В таком случае, банк работает в качестве агента инвестора. Он может согласиться выполнить эту функцию за согласованную плату или может отказаться иметь долю в прибыли.