В 1997 году на 5-ти летний срок (до 1.01.2002 г.) Минтранс ввел специальные нормативы в отношении транспортных расходов на ГСМ, срок действия этих норм был продлен два раза и просуществовал до 1.07.2003 года. На сайте Минтранса было размещено сообщение о том, что 29 апреля 2003 года был принят документ в отношении новых норм расхода ГСМ, согласованный с Министерством по налогам и сборам.
Списание ГСМ по норме
В самом нормативном документе Минтранса размещены только базовые значения, которые затем домножаются на соответствующие коэффициенты. Базовое значение расхода ГСМ зависят от марки и вида транспорта (грузовой, легковой, отечественный, зарубежный и т.п.). Значение коэффициента определяется в соответствии с характером местности, грузоподъемностью и загруженностью транспорта, сезоном.
Изменение норм транспортных расходов на ГСМ должно было соответствующим образом отразиться на сумме налогов предприятий, так как Минтранс предложил использовать эти нормы при списании расходов ГСМ (в процессе расчета налога на прибыль).
Руководящие представители налоговых органов одобрительно относятся к использованию новых норм транспортных расходов на ГСМ для расчета налога на прибыль. Эта информация содержится в письме МНС РФ от 30.04.1999 года № 02-5-11/146. Но обязаны ли предприятия использовать данные нормы при расчете налога на прибыль?
Транспортные расходы и льготы по налогу на прибыль
В Налоговом кодексе РФ нет никаких указаний в отношении установления норм на затраты по ГСМ, соответственно, такие лимиты не могут быть введены. Также не установлен Налоговым кодексом и иными нормативными документами порядок введения в действие норм расходов транспортники. Новые нормы данного «документа» еще не поступали в Минюст, и по сей день он является неофициальным.
Из всего вышеприведенного следует, что размер налогооблагаемой прибыли можно уменьшать не только на сумму норм затрат на ГСМ, но и на их фактическое значение, даже если оно превышает лимиты Минтранса. В тоже время, если инспекторы при проверке документации обнаружат превышение лимита списанных затрат и решат пересчитать сумму налога на прибыль, то данные действия не являются правомерными с точки зрения представителей арбитражных судов.
Руководители могут самостоятельно установить нормы расходов топлива на конкретном предприятии посредством издания соответствующего приказа – это позволит устранить какие-либо претензии со стороны проверяющих. Дополнительно руководитель может установить увеличение норм в соответствии с особенными условиями: изношенность двигателя транспорта, зимний сезон, перевозки в часы пик и другое.
В итоге новые нормы Минтранса не нужно использовать при расчете налога на прибыль, но ими можно руководствоваться при составлении планов и проектов, например, при определении сумм будущих расходов на ГСМ или расчетов с водителями.