
В последние годы, Россия стала одним из наиболее динамично развивающимся бизнес-регионов в мире. Членство в таких весомых международных сообществах как, «большая восьмерка» и БРИК, еще боле подчеркивает современный глобальный статус РФ. Общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику в 2013 году вырос на 10 %, по сравнению с 2012 годом и составил внушительные 170,2 миллиарда долларов США.
Экономическая активность любой страны основывается на успешной и эффективной деятельности ее фирм и компаний в производственном секторе и сегменте оказания услуг. Безусловно, Россия здесь не является исключением, полностью отвечая общемировым тенденциям развития бизнеса.
Традиционными ведущими отраслями отечественной экономики являются энергетика (нефтегазовая промышленность и выработка электричества), банковский сектор, представленный, прежде всего крупнейшими государственными корпорациями, металлургия, машиностроение, включая военно-промышленный комплекс, химическая промышленность и транспорт.
Основой успеха каждого предприятия является его персонал. Особое внимание владельцы бизнеса, в том числе и государство, уделяет высшему звену руководителей – топ-менеджерам. Опытные и квалифицированные профессионалы во главе компании, зачастую, половина ее успеха на рынках.
Толковый топ-менеджер ценится очень высоко на рынке труда и представляет собой «лакомую добычу» для конкурентов. Для того, чтобы удержать такие кадры, российские компании не экономят на их содержании.
Обеспечение руководителя, обычно, проводится по нескольким направлениям.
Во-первых, прямая заработная плата, передача акций компании в собственность и доход (дивиденды) от владения этими акциями.
Как правило, топ-менеджмент совмещает должность наемного работника – директора/генерального директора или его заместителя, председателя Правления/председателя Совета директоров или члена Правления/Совета директоров, с одной стороны, с должностью акционера/участника предприятия, т.е. совладельца бизнеса, с другой стороны. Такой доход, так называемая, компенсация для российских топов, представляет очень и очень существенную величину.
По итогам 2013 года, по информации российской версии Forbes, суммарные компенсации для 25 наиболее высокооплачиваемых руководителей в РФ колебались от 5 миллионов долларов у Владислава Баумгертнера («Уралкалий») до 50 миллионов (!) долларов у Игоря Сечина («Роснефть»). Совокупный же доход этой «золотой» четверти сотни достиг 225 миллионов долларов.
Во-вторых, и это касается топ-менеджеров второго и третьего эшелонов, относительно упомянутых выше (для тех двадцати пяти, с их доходами, это уже совсем не существенно) – социальный пакет.
Медицинская страховка, компенсация выплат по потребительским кредитам и ипотеке, оплата услуг связи, выплаты за обучение детей, приобретение дорогих отпускных туров и абонементов в фитнес-клуб или бассейн – вот далеко не полный перечень того, что может войти в социальный пакет руководителя не только крупного, но и среднего предприятия.
И, наконец, в третьих, организация условий труда топа. Это, не в последнюю очередь, отличный персональный кабинет, включающий специальный элитный комплект мебели для руководителя, приемная с секретарем или целой службой секретариата, питание в дорогих заведениях, служебный автомобиль-иномарка представительского класса с личным водителем.
Делается все, чтобы быт на рабочем месте не отвлекал топ-менеджера от решения стратегических задач по управлению компанией.