
Рынок общественного питания Перми растет темпами, опережающими среднероссийские или даже столичные показатели, говорят аналитики. При этом операторы рынка фастфуда постепенно "дрейфуют" в сторону более "здоровых" сегментов.
Еда на дом
Среди других ярких тенденций — развитие доставки. Многие рестораны запустили собственную доставку или же подключились к сервисам-агрегаторам, которые предлагают доставку из разных ресторанов на одном сайте или в одном приложении.
Сначала еду заказывали по телефону, потом перешли на сайт, сейчас выбирают и заказывают еду через приложение. У нас, например, сейчас больше 72% заказов проходит через мобильные телефоны, причем доставка, как правило, осуществляется за счет заведения.
Бесплатная доставка роллов в Перми давно стала реальностью, для этого необходимо только выбрать необходжимые блюда в приложении и отправить заказ.
Виктор Синицын говорит: "Одной из ключевых тенденций сегодня является бурное развитие технологичных сервисов — доставки еды из ресторанов, заказа столиков, take away. Это связано с тем, что люди предпочитают удобство, а удобство сейчас всегда связано с технологичностью.
Еще один тренд — развитие культуры регулярных заказов из ресторанов. Раньше службы доставки агрегировали в основном пиццерии и суши-кафе. Это все еще довольно большой рынок — около 50%". Благодаря тому, что сейчас есть большой выбор блюд из ресторанов разных специализаций и ценовых категорий, люди стали заказывать еду, которую раньше готовили дома. Например, за последний год у Delivery Club выросли доли супов и бургеров, рассказал Синицын.
В Перми пользуются популярностью салаты и завтраки. "Вообще, в Перми доставка может стать альтернативой ритейлу — такой плотности крупных служб доставки с низкой минимальной суммой заказа, которые предлагают разнообразные блюда и быстро их привозят, нет больше ни в одном другом российском городе",— радуется эксперт.
По данным исследования РБК, рынок доставки в этом году вырастет на 16,9%, тогда как в 2016 году рост составил всего 5,7%. В абсолютных цифрах это 104,6 млрд рублей против 89,4 млрд год назад. При этом это все еще 6,6% от рынка общепита.
"Рынку доставки есть куда расти. Для этого, на мой взгляд, есть три ключевых драйвера. Во-первых, взросление аудитории Y и Z поколений, которая уже не мыслит себя без смартфона и удобных сервисов, упрощающих жизнь. Во-вторых, агрессивный маркетинг сервисов доставки. В-третьих, активное развитие так называемых облачных кухонь, направленных исключительно на доставку",— резюмирует господин Синицын.
Дмитрий Гуляев, исполнительный директор Ассоциации предприятий общественного питания, полагает, что показатели в этом году могли бы у рестораторов быть лучше, но летняя погода и ожидания от футбольного чемпионата в этом году не оправдали себя.
"Конец года для рестораторов будет сильно зависеть от решений бизнеса по выплате годовых премий и организации новогодних корпоративных мероприятий",— полагает он. При этом Гуляев полагает, что по крайней мере первая половина следующего года будет для рынка позитивной: "В следующем году президентские выборы и чемпионат мира по футболу".
Подводя итоги
Основной отличительной особенностью пермского рынка общественно питания является его рост опережающими темпами по сравнению с другими регионам и страной в целом.
По данным ГК "Финам", начиная со второй половины 2014 года рынок общепита во всей стране стабильно падал, а вот последующий рост происходил разными темпами. Оборот точек питания по России в 2015 году составил 95% по отношению к 2014-му.
А в 2016-м — 97,3%. "По результатам 2017 года, скорее всего, в целом по стране мы должны увидеть нулевое снижение, то есть можно говорить, что фаза падения себя исчерпала и далее последует постепенное восстановление. На этом фоне Москва выглядела заметно хуже остальных регионов.
В 2015 году по сравнению с 2014-м оборот столичного общепита составил 91,5%, а в 2016-м — 86,1% от уровня 2015-го. То есть накопленным итогом за два года рынок упал на 23% — фактически ниже порога рентабельности для большинства заведений",— говорит Андрей Корнилов, аналитик ИД "Финанс".
При этом, по его словам, оборот заведений общественного питания в Перми в 2015 году показал 96% от уровня 2014-го, а в 2016-м вырос относительно предыдущего года на 13% — это один из лучших показателей в стране.
В 2017 году тенденция, хоть и не такими ускоренными темпами, но в целом сохранилась: за январь — август оборот рынка вырос на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, составив 46,5%. По состоянию на начало года в Перми работало около 1,5 тыс. заведений общепита, что дает показатель в 86 посадочных мест на 1000 жителей. В среднем каждый месяц открывается 10-15 новых заведений питания, приводит статистику Корнилов.