Не секрет, что главной задачей любой фирмы является получение прибыли за счет продажи товаров и (или) предоставления услуг. А не дремлющий, к сожалению, финансовый кризис заставляет руководителей задумываться о том, каким же образом выжать из своей компании максимум прибыли. Современные тенденции в управлении бизнес-процессами сводятся к тому, что необходимо построить работу по определенной системе, функционирование которой обеспечит наивысшее качество товаров (услуг) при оптимальном расходе всех видов ресурсов и, как следствие, позволит получать наибольшие прибыли. Такой системой и является Система Менеджмента Качества (СМК), ее внедрение позволит управлять процессами, проистекающими на фирме.
Процессное управление является нерушимой основой этой системы. Оно заключается в разбиении деятельности в зависимости от ее видов на определенные процессы, их документальное описание, обозначение их связей, т.е. входов и выходов, определении ответственных за каждый из них. А также важно установить четкие цели с числовыми измеримыми показателями по процессам, а правильнее сказать, ключевые показатели результативности (Key Performance Indicators, KPI). Эти показатели и помогут управлять бизнес-процессами.
Измерив их, мы увидим, какие процессы у нас работают результативно и эффективно, тут можно установить более жесткие показатели. А там, где цель не достигнута непременно надо изменить структуру процесса, устранить несоответствия, использовать новые методики, оптимизировать работу. Иными словами, применяется система сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard, BSC), применение которой позволяет определить наиболее критичные провалы в протекании процессов и направить основные усилия в нужном направлении. Кстати говоря, на этом принципе и основано антикризисное управление – экстренный вариант управления процессами. При котором необходимо провести аудит, выявить самые приоритетные проблемы и направить уже немногочисленные средства на их устранение, а не растрачивать впустую.
Таким образом, деятельность компании будет постоянно улучшаться, а движение к совершенству будет проходить вверх по спирали по принципу Деминга. Точнее говоря, мы планируем, делаем, проверяем и действуем (т.е. устраняем недостатки). Затем мы ставим новые планы и оптимистично движемся к успеху.
Естественно, что автоматизация значительно упрощает управление бизнес-процессами, следовательно, повышает эффективность всей СМК.
Три современных кита автоматизации процессов - это BPM, CRM и ERP-системы. ВРМ-системы - Business Process Management - предназначены для управления главными направлениями деятельности и стратегией компании.
CRM-системы - Customer Relationship Management System - позволяют автоматизировать процессы, связанные с обслуживанием клиентов.
ERP-системы - Enterprise Resource Planning System – призваны управлять всеми видами ресурсов.
Данные системы в идеале надо использовать совместно. Это трио обрекает вас на успех.
Наряду с перечисленными глобальными методами управления процессами, разработано много, так скажем, современных мелких помощников. Для оптимизации бизнеса немаловажно контролировать передвижение сотрудников в офисе,а если вы владелец магазина, то важно разграничить права доступа к кассе. Если же вашим бизнесом является, например развлекательный клуб, то важно контролироать и учитывать еще клиентов. Итак, это пластиковые карты-пропуска и контрольные браслеты Грозный. Суть их на самом деле одинакова, они лишь имеют разный внешний вид. Каждый из таких предметов особым образом программируется и позволяет получать информацию о передвижении его владельца, что существенно облегчает задачу безопасности и контроля сотрудников и (или) посетителей.