В условиях крайней ограниченности ресурсов и глубокого финансового кризиса для вложений в экономику страны проблема выбора ориентирования инвестиционной деятельности получает огромное значение. Беря в учет данное обстоятельство, необходимо в систему этих приоритетов включить сферу среднего и малого бизнеса. Это вытекает не из идеологических, политических или конъюнктурных установок, а из объективного хода экономически - социальных процессов, из того какие перспективы и место данной сферы в решении ряда острых для нашей страны задач (повышения эффективности и уровня занятости населения, создания конкурентной среды, распространение и отработка новых технических решений и т.д.)
Как повлиял финансовый кризис на малый бизнес сложно оценить однозначно. По мнению руководителей страны, именно кризис должен поднять предпринимательскую активность людей, которые смогли открыть частные предприятия. Государство старается помочь малому бизнесу, принимая нужные законы, но столкнувшись с суровыми буднями - многие ЧП отказываются от идеи организовывать малый бизнес.
Но все равно стоит отметить и положительное влияние экономического кризиса на малый бизнес, именно он помог убрать с рынка неблагополучные предприятия и поддержать в развитии своего бизнеса активных предпринимателей.
Развитие среднего и малого бизнеса происходит в жесткой конкурентной среде, поэтому директор малого бизнеса, должен четко и быстро принимать решения. Конкурентоспособность частного предприятия заключается, главным образом, что малый бизнес может в короткие сроки перепрофилироваться для выпуска той или другой продукции. Для развития маленького завода нет необходимости развивать инфраструктуру и строить огромные цеха, производство, например производство печи с баком для воды может развернуто в очень короткие сроки, а с них еще более легко перейти на производство баков для воды или другой подобной продукции.
Конкурентоспособность частного предприятия может тоже проявляться в модификации ассортимента продукции, например, первоначально ориентированная мастерская по пошиву женской одежды, в случае получения крупного заказа может быть перепрофилирована в пошив военной формы. Так же причиной высокой конкурентоспособности этого вида бизнеса является отсутствие большего административного аппарата, который очень часто замедляет развитие предприятия. Многие большие концерны отдают предпочтение размещать свои заказы на малом частном предприятии, так это стоит намного дешевле, чем открывать новые производственные линии.
Но с обратной стороны, изготовление некоторых продуктов требует специализированных условий, например, частное предприятие может выпускать торты на заказ, которые будут стоить намного дороже, чем обычный торт в магазине, но такой вид продукции может быть востребован больше. Так же конкурентоспособность малого частного предприятия может заключаться в индивидуальном подходе к каждому клиенту, а это позволяет удовлетворить его потребности. Например, покупка мягкой мебели в большом магазине может быть осложнена неграмотностью продавца или отсутствием ассортимента. Предприятие малого бизнеса может производить мебель под заказ с индивидуально разработанными эскизами и из тех материалов, которые подходят вашему интерьеру.