Превращение ресторанного проекта в успешно развивающуюся и узнаваемую сеть ? мечта многих рестораторов и отличительная черта современного ресторанного бизнеса.
Заведения всех мастей, начиная от мировых гигантов фастфуда до элитных ресторанных брендов, в которых средний чек исчисляется трехзначными величинами, стремятся к интенсивному развитию, открывая новые и новые точки под одним брендом.
? даже те рестораны и кафе, которые начинали работу на рынке как одиночные проекты, постепенно обрастают ?дочерними? заведениями.
Эффект масштаба
Причины такого развития сетевого ресторанного бизнеса ? это не просто стремление рестораторов увеличить масштаб бизнеса, не придумывая новой концепции.
Если ресторанная компания решается на открытие еще нескольких точек, клонируя успешную концепцию, за этим стоит намного больше, чем амбиции покорения рынка: это и вызов конкуренции и декларирование собственной успешности, ведь непопулярный бренд никто развивать не станет.
Преимущества ведения сетевого ресторанного бизнеса очевидны:
- Успешный сетевой проект обеспечивает узнаваемость и популяризацию каждого отдельного заведения сети,
- обширные возможности для рекламы, перекрестного маркетинга, акций по привлечению гостей,
- гибкость кадровой политики: всегда можно подменить сотрудника одного заведения другим,
- для постоянных гостей открытие новых точек под любимым ресторанным брендом только в радость и лишь подогревает интерес к заведению.
Стандартный подход
Наивно полагать, что управление сетевым бизнесом не намного сложнее управления одиночным предприятием: для успешного функционирования сети ресторанов мало воссоздать во вновь открытых заведениях фирменный интерьер, закупить профессиональное оборудование для ресторанов у одного поставщика и одеть персонал в одинаковую форму.
Немалую роль в становлении ресторанной сети играет организация бизнес-процессов, а именно: стандартизация деятельности.
В мире сетевого бизнеса четко прописанные правила и стандарты ? основа успеха: если в любом одиночном заведении отступление от рецептуры или подмена в меню может легко сойти за импровизацию шеф-повара, в сетевом заведении подобное неминуемо назовется нарушением стандартов.
Детально прописанные инструкции охватывают все бизнес-процессы ресторана: начиная от правил размещения рекламы и использования логотипов, заканчивая фирменным стилем обслуживания, правилами приготовления и подачи блюд, фирменными рецептами.
? если разработка единой рекламной политики - полностью в руках маркетологов, то с изобретением и внедрением стандартов для линейного персонала, который, собственно, и будет нести в массы фирменный стиль заведения, дело обстоит сложнее.
Какую информацию включить в стандарты для сети ресторанов, чтобы доходчиво объяснить команде, все тонкости фирменного обслуживания, зависит лишь от стиля проекта и от представления владельцев бизнеса об идеальном обслуживании в отдельно взятой сети.
Просвещаем и обучаем
Конечно, для успешности бизнес-процессов, мало написать увесистый учебник по работе в ресторане, самое важное и сложное ? внедрить стандарты, научить сотрудников справляться с обязанностями и пользоваться всей той информацией, которая собрана в достоверном источнике.
Этой цели служат тренинги по стандартам, которые помогают не только усвоить информацию, но и услышать обратную связь от персонала, которому, собственно, и предлагается работать по написанным правилам.
Крупные эффективно функционирующие сети немало ресурсов тратят на обучение сотрудников стандартам: нанимаются команды тренеров, работают тренинг-площадки, в которых воссоздана обстановка реальных ресторанов, включая интерьер, оборудование для бара и кухонное оснащение.
Комплексные тренинги охватывают изучение всех процессов и нужной в работе информации: от истории компании и ее миссии до обучения работе на тепловом кухонном оборудовании, если того требует полноценная работа.
Конечно, описанный?? ? подход к тренингам ? идеал, и не все российские компании готовы так вкладываться в обучение сотрудников, хотя и среди российских сетевых операторов есть позитивные примеры.
Сетевые стандарты ? это основа успешной унификации бизнес-процессов, которые при грамотном и последовательном внедрении помогут и персоналу и гостям сети: первые будут точно знать, как предоставить услугу, а вторые ? будут уверены, что в любом из заведений сети их ждет привычно первоклассный сервис и отменное качество блюд.