
Многие начинающие и опытные бизнесмены выбирают индивидуальное предпринимательство за легкость его оформления и многочисленные упрощения, касающиеся взаимодействия с налоговыми и другими контролирующими органами.
Однако и в работе “индивидуала” встречается немало трудностей и обнаруживается достаточно подводных камней, о существовании которых лучше всего узнать заранее. Это особенно полезно, если вы только начинаете свой бизнес и еще не отработали схему своей работы до автоматизма.
Мы рассмотрим некоторые аспекты индивидуальной предпринимательской деятельности касающиеся, в первую очередь, таких вопросов как налоги, баланс и уплата страховых взносов.
Первый момент, которого хотелось бы коснуться, - это “нулевой баланс”. Иногда можно услышать неверное мнение, согласно которому нулевая балансовая отчетность составляется в том случае, если в течение отчетного периода отсутствовали продажи.
Эта точка зрения не является верной. Если вы, как предприниматель, производили покупки каких-либо услуг, то ваша фирма признается осуществлявшей деятельность и, ни о каком нулевом балансе не может быть и речи.
Гораздо больше сложностей возникает при рассмотрении вопросов связанных с налоговыми отчислениями и выплатами. Снижение суммарной налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей, не имеющих в штате сотрудников, обусловлено отсутствием выплат в многочисленные внебюджетные фонды.
Поэтому найм рабочей силы, для таких предпринимателей становится совершенно невыгодным занятием. Из этой ситуации есть выход - заключать трудовые соглашения исключительно с такими же индивидуальными предпринимателями.
Однако и здесь присутствует небольшая тонкость: если вы освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, а заключаете договор с предпринимателем, работающим по основной схеме налогообложения, вам придется заплатить НДС от суммы сделки. Это необходимо учитывать при расчете возможной прибыли. В том случае если оплату НДС берет на себя контрагент, и это указано в счете-фактуре, то беспокоится вам не о чем.
Как рассчитать страховые взносы - это еще один вопрос, волнующий многих индивидуальных предпринимателей. Для этой категории граждан предусмотрены все те выплаты, что и для обычных предприятий и организаций, вносящих отчисления за своих сотрудников.
Единственное исключение - оплата в фонд социального страхования. Это связано с тем, что оплата “индивидуалом” собственного больничного листа - очевидный нонсенс. Внесение же сумм в Пенсионный фонд и оплата медицинской страховки остаются обязательной процедурой и в случае занятий индивидуальным предпринимательством.
Данные оплаты производятся ежемесячно, в установленном законодательством порядке. При этом совершенно не принимается во внимание отсутствие деятельности в текущем отчетном периоде, оплата страховых взносов ИП должна быть осуществлена в любом случае.
Аналогичная ситуация имеет место и в том случае, если текущий месяц был закрыт с нулевой прибылью - страховые взносы предпринимателю все равно придется уплатить.