Сделать стартовой страницей Добавить в избранное RSS
Сегодня 18.10.2018
Управленцу | Банкиру | Юристу | Бухгалтеру | Экономисту Контакты  | О проекте  

Новости

Tweet

Все новости данной рубрики

Архив по рубрикам

Учет расходов на регистрацию фирмы
  •  

    Регистрация предприятия требует и средств, и хлопот. Помимо обязательных платежей во избежание хлопот придется заплатить и юристу. Как отразить учет расходов на регистрацию фирмы в бухгалтерском и налоговом учете?

    Расходы на регистрацию предприятия условно можно разделить на две группы: те, которые произведены до даты регистрации предприятия, и те, которые осуществлены после этого. С учетом второй группы расходов, к примеру затрат на изготовление печати, особых проблем нет - их учитывает у себя вновь созданная организация. Сложности возникают с учетом расходов, произведенных до регистрации предприятия (регистрационный сбор, услуги нотариуса и т. д.).

    Если учредитель - юридическое лицо

    Вначале рассмотрим ситуацию, когда одно юридическое лицо учреждает другое. Новую фирму организация может регистрировать сама, а может воспользоваться услугами юридической или аудиторской компании. В последнем случае помимо регистрационного сбора, расходов на нотариальное заверение копий учредительных документов и подписи на заявлении о регистрации ей еще придется оплатить юридические услуги. Это услуги по разработке учредительных документов, по регистрации (поход по инстанциям) и сопутствующее консультирование.

    Учет расходов, произведенных до государственной регистрации предприятия, у организации-учредителя зависит от того, признаны эти расходы частью вклада в уставный капитал или нет*.

    В первом случае организация-учредитель отразит расходы по регистрации новой фирмы в составе финансовых вложений. Налогооблагаемую прибыль они не уменьшат, так как расходы в виде взноса в уставный капитал в налоговом учете не принимаются (п. 3 ст. 270 НК РФ). Вновь созданное предприятие учтет организационные расходы в составе нематериальных активов (п. 4 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов").

    Во втором случае, если расходы на создание предприятия не признаются частью вклада в уставный капитал, в бухгалтерском учете организации-учредителя они отражаются как внереализационные расходы (п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). В налоговом же учете они признаны не будут, так как эти расходы не направлены непосредственно на получение дохода организации (п. 1 ст. 252 НК РФ). В бухгалтерском учете вновь созданной фирмы организационные расходы учтены не будут.

    Пример 1

    Организация А выступила учредителем организации Б. Доля организации А в уставном капитале организации Б составляет 40000 руб.

    Организация А оплатила расходы по регистрации в сумме 20000 руб. Часть этих расходов в сумме 15000 руб. признана в качестве вклада в уставный капитал.

    В счет оставшейся задолженности по вкладу в уставный капитал организация А перечислила денежные средства в сумме 25000 руб.

    В бухгалтерском учете организации А будут сделаны проводки:

    - Дебет 76 Кредит 50, 51 - 20000 руб. - оплачены организационные расходы;

    - Дебет 58-1 Кредит 76 - 15000 руб. - принята в составе финансовых вложений часть организационных расходов;

    - Дебет 58-1 Кредит 51 - 25000 руб. - перечислены денежные средства в счет вклада в уставный капитал;

    - Дебет 91-2 Кредит 76 - 5000 руб. - списаны не принятые в качестве вклада в уставный капитал организационные расходы.

    Расходы в сумме 5000 рублей налогооблагаемую прибыль организации А не уменьшают.

    Если же впоследствии вновь созданная фирма примет решение возместить понесенные расходы учредителю (те самые 5 тыс. рублей из нашего примера), то, на наш взгляд, в бухгалтерском учете их нужно отразить в составе внереализационных доходов. Эти доходы будут облагаться налогом на прибыль, поскольку формально это невозмещение расходов, ранее предусмотренное сторонами (ст. 250 НК РФ). Дело в том, что в момент возникновения этих расходов вновь созданной организации еще не существовало, а значит, и договоренности о возмещении расходов быть не могло.

    Не можешь зарегистрировать сам, заплати другим

    Обратите внимание, если в расходы на создание предприятия, не признанные в качестве вклада в уставный капитал, входят услуги юриста, то выделить их и учесть для налога на прибыль не получится. Дело в том, что в нашем случае нельзя воспользоваться нормой подпункта 14 пункта 1 статьи 264 НК РФ, по которому прибыль уменьшается на стоимость юридических услуг.

    Здесь не будут выполняться общие условия признания расходов, прописанные в статье 252 кодекса. Нет экономической обоснованности, и расходы не направлены непосредственно на получение дохода. Ведь расходы по учреждению нового юридического лица не могут увеличить доходы организации: ни выручку от реализации, ни внереализационные доходы.

    Если фирму создают физические лица

    Как и в случае с юридическими лицами, расходы по регистрации предприятия учредители - физические лица могут либо признать частью вклада в уставный капитал, либо нет. В первом случае эти расходы будут учтены у созданной фирмы как нематериальные активы.

    Во втором случае расходы по регистрации предприятия учредители - физические лица производят за счет собственных средств. Впоследствии эти расходы организация может им возместить.

    Расходы у новой фирмы

    Теперь перейдем к бухгалтерскому учету у вновь созданной организации. Учитывать свои доходы и расходы она начинает с момента государственной регистрации. Ведь именно с этой даты юридическое лицо считается созданным (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

    Как мы уже сказали, расходы, связанные с образованием юридического лица, в бухгалтерском учете вновь созданной организации отразить в составе нематериальных активов можно только в одном случае. Если, согласно учредительным документам, они являются частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации (п. 4 ПБУ 14/2000). Это правило действует независимо от того, кто является учредителем - физическое лицо или юридическое.

    Срок полезного использования организационных расходов, установленный ПБУ 14/02, составляет 20 лет, но не более срока деятельности организации. Равномерно в течение этого времени бухгалтер уменьшает первоначальную стоимость организационных расходов на сумму амортизационных отчислений (п. 21 ПБУ 14/02).

    Для целей налогообложения прибыли организационные расходы с 2002 года нематериальными активами не признаются (п. 3 ст. 257 НК РФ).Пример 2.

    В январе 2003 года три физических лица зарегистрировали ООО. Уставный капитал, согласно учредительным документам, - 30000 руб. Вклады первого и второго участника - по 10000 руб. - внесены в кассу организации. Третий участник оплатил расходы по регистрации организации в сумме 10000 руб., которые признаны его вкладом в уставный капитал.

    В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

    - Дебет 75-1 Кредит 80 - 30000 руб. - образован уставный капитал;

    - Дебет 50-1 Кредит 75-1 - 20000 руб. - получены денежные средства в качестве вклада в уставный капитал;

    - Дебет 08-5 Кредит 75-1 - 10000 руб. - отражен вклад третьего учредителя;

    - Дебет 04 Кредит 08-5 - 10000 руб. - учтены организационные расходы.

    Ежемесячно начиная с февраля 2003 года бухгалтер будет начислять амортизацию по организационным расходам в сумме 41,67 руб. (10000 руб. : 20 лет : 12 мес.):
    Дебет 26 Кредит 04 - 41,67 руб. - уменьшены организационные расходы на сумму амортизационных отчислений.

    Налогооблагаемую прибыль организационные расходы в сумме 10000 рублей не уменьшают.

    Информационное Агентство "Финансовый Юрист"
Логин
Пароль

Расчет отпускных в 2017 году. Новые правила расчета отпуска

На первый взгляд кажется, что расчет отпускных - это не такая уж и трудная задача. Такой точки зрения обычно придерживаются практически все сотрудники, за исключением естественно бухгалтера. Ведь бухгалтеру известно, что стандартных ситуаций при расчете о...

Паспорт РФ: получение паспорта, обмен паспорта и восстановление паспорта при утере

В данной статье я постараюсь рассмотреть порядок действий, которые необходимы для получения общегражданского паспорта РФ, обмена российского паспорта по окончанию срока его действия и восстановления паспорта РФ при его утере, а так же разъяснить законодат...

Бизнес план. Составление бизнес-плана

Бизнес план - это именно то, с чего необходимо начинать любой успешный бизнес-проект. Это требуется как для общего увеличения КПД предприятия, так и для развития и планирования повышения отдачи от каждого отдельно взятого сотрудника.

И именно дл...

Трудовая книжка. Образец заполнения трудовой книжки

Трудовая книжка - это один из главных документов, подтверждающих трудовую деятельность и рабочий стаж работника. В соответствии с существующим законодательством, работодателю необходимо вести трудовую книжку на каждого сотрудника, проработавшего в организ...

Гражданско-правовой договор. Достоинства и недостатки гражданско-правового договора

Как правило при приеме на работу нового сотрудника фирма заключает с ним трудовой договор, этот вариант используют большинство компаний и он находится в полном соответствии с трудовым законодательством. Однако это не всегда это приемлимо для работодателя,...