В переводе с древнегреческого «кризис» означает «суд». Получается, что если под данную аналогию подвести библейское толкование происходящего в мире, то кризисы периодически случались в человеческой истории для того, чтобы, образно говоря, разделить «левых» от «правых». Нынешний финансовый кризис – это тоже своего рода проверка людей «на прочность» и на способность при необходимости меняться и принимать новые правила игры. Ведь, в конце концов, для самой жизни необходимо, чтобы люди не застаивались на одном месте, а – постоянно двигались вперёд.
Поэтому разного рода перемены служат толчком для развития. Нельзя сказать, что реакция на Мировой экономический кризис руководства государств постсоветского пространства была оперативной и предпринятые действия вписались в существующую необходимость. Всё-таки не так часто случаются экономические катаклизмы подобного масштаба. И, тем не менее, разобравшись в ситуации, руководители большинства стран приняли решение, что в создавшихся условиях крайне незащищёнными оказались люди, для которых, ввиду кризисных перемен, прежний способ зарабатывания денег стал неактуальным.
Как раз для такой категории были организованы бизнес курсы профессиональной переподготовки. Ведь что происходило до кризиса. Кредитные потоки поощряли открытие новых предприятий, но в погоне за количеством и быстрой прибылью, в бизнес-отношениях как-то забывалось о первичной функции денег: что они непременно должны быть чем-то обеспечены (в идеальной максиме – человеческим трудом). Но так как многим стало казаться, что они настолько изворотливы и быстры, что могут постоянно находиться в состоянии кредитного погашения, то, в конце концов, число изворотливости, а не реальных дел, достигло критической составляющей.
Скрывать этого больше было нельзя, и поэтому одним прекрасным летом всё пришло в движение. На данный момент на плаву остаются те предприятия, которые не делали ставку на иллюзорные ускорения, а предпочитали зарабатывать авторитет поступательным и упорным трудом. Но одного упорства для эффективной работы в кризисных условиях – мало: антикризисное управление подразумевает наличие в руководящем звене предприятия, помимо комплексных тематических знаний, ещё и определённой гибкости мышления, умения идти на компромиссы и находить с людьми общий язык. Как не печально, но многие работодатели, воспользовавшись кризисной ситуацией с рабочими местами, существенно урезали доходы своих сотрудников, при этом не всегда имея для этого объективные основания.
То есть кризис стал своего рода поводом, чтобы создать более жёсткие рамки, как для наёмных работников, так и для зависимых мелких и средних бизнесменов. Кого-то нынешний кризис вверг в состояние безысходности, а для кого-то явился поводом, чтобы задуматься: куда дальше пойти, - налево или направо? Родится ли новая плеяда бизнесменов, испытавших на себе тяготы кризиса и сделавших в связи с этим объективные выводы, покажет время. Но то, что уже сейчас наметилось формирование альтернативных, более гибких и в то же время более устойчивых форм ведения бизнеса, не может не обнадёживать.