Ни для кого не секрет, что сейчас мир стоит на пороге глобализации. Экономика, туризм и политика давно вышли за рамки отдельных городов, областей, стран и даже континентов. Все чаще возникает необходимость быстрого перемещения товаров, материалов или людей на расстояния, которые еще сто лет назад казались немыслимо далекими. Поэтому неудивительно, что процент авиаперевозок с каждым годом неуклонно растет.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA) уже в 2010 году отрасль окончательно поборола негативные последствия мирового финансового кризиса, увеличив пассажирооборот на 8, 2 % и повысив на треть процент грузоперевозок.
Примечательным является увеличение количества авиаперелетов в развивающихся регионах, таких, как Ближний Восток, Африка, Азиатско-тихоокеанский регион. Темпы роста в странах Европы, Северной и Латинской Америки были не столь высоки, главным образом из-за медленных темпов экономического роста и антикризисных кампаний европейских правительств, сутью которых являлось увеличение налогов и отмена льгот. Не смотря ни на что, объем мировых перевозок на 4% превзошел докризисные показатели, что свидетельствует о положительной динамике развития отрасли.
Однако до сих пор главным определяющим критерием при выборе авиаперевозок наравне со скоростью и значительным объемом перевозимого груза является стоимость транспортировки, темпы роста которой неприятно удивляют. Мировые цены на данную услугу растут постепенно, около 5-7% в год, однако на рынке России и стран СНГ ситуация намного печальнее – как сообщает глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Нерадько, только в 2010 году стоимость воздушных перевозок выросла почти на треть. В этом году тенденция сохранится, хоть и в меньших объемах - предполагаемый рост цен составит в среднем 10-12%.
Одной из причин повышения стоимости перевозок является постоянный рост цен на нефть и нефтепродукты, к коим относится и авиационное топливо, затраты на которое составляют 27% от общих операционных расходов. Также не стоит забывать о стремлении компаний покрыть свои убытки из-за природных катастроф и стихийных бедствий(таких как извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, более чем на неделю парализовавшее воздушное сообщение над Европой и повлекшее за собой убытки перевозчиков в 1,7 млрд долларов ).
Еще одним важным фактором является отсутствие четкого государственного контроля и регулирования ценообразования на рынке пассажирских и грузовых перевозок, что дает право компаниям самовольно устанавливать расценки на свои услуги, что вынуждает предпринимателей всерьез задуматься о поиске более рентабельных альтернатив, чем заказные авиаперевозки.
Таковыми на сегодня могут являться услуги бюджетных авиаперевозчиков, ориентированные на низкий ценовой сегмент и предоставление услуг «без излишеств» сборные грузы, где снижение стоимости перевозки достигается за счет 100% использования грузоподъемности транспортного средства и оптимизации маршрута .
Недостатком этой услуги является более медленная скорость доставки, из-за большего количества промежуточных пунктов, однако это вполне компенсируется повышением рентабельности перевозки.
Давно известная формула «время – деньги» в данном контексте пришлась как нельзя кстати. И каждый предприниматель волен на свое усмотрение выбирать более приоритетное в данный момент, точно представляя, что придется пожертвовать остальным. Сэкономить и то и другое в данном случае – почти нереальная задача.