В России завышены цены на бензин благодаря созданию искусственного дефицита. Такой вывод сделала Федеральная антимонопольная служба. Это означает, что нефтяным компаниям придется серьезно раскошелиться. К примеру, ?Газпром Нефть? уже подготовила для штрафов порядка 200 миллионов долларов.
Многомиллионные штрафы - вот, что ожидает нефтяных магнатов, если они проигнорируют призыв антимонопольной службы снизить цены. Тем нефтяным компаниям, которые добровольно понизят цены, ФАС обещает смягчить санкции. Основной причиной завышенных цен на топливо по версии ФАС является искусственно созданный дефицит. 16 миллиардов рублей ? такова сумма выплат, которую нефтяные компании до сих пор выплачивают по итогам прошлого расследования 2010 года.
Новости Уфы без цензуры: ?Приказ остановиться! Нефтяным компаниям было сделано предложение, от которого невозможно отказаться. Антимонопольная служба настаивает на том, что бензин и дизельное топливо должны подешеветь. В случае отказа - наказание будет варьироваться от многомиллиардных штрафов до уголовной ответственности.
Антимонопольное ведомство не в первый раз указывает на то, что главная причина ? это искусственно созданный дефицит. По итогам прошлого расследования нефтяники до сих пор выплачивают в бюджет миллиарды рублей, при этом теряя голову в погоне за прибылью.?
По утверждению ?горя Артемьева, который является руководителем ФАС, все нефтяные компании знают, что при втором нарушении, штраф умножается в два раза, при третьем ? ещё в два. А при трех нарушениях подряд следует уголовное наказание. Это понимают абсолютно все.
Экспортные цены на нефть существенно отличаются от цен внутри российского рынка. Прикрытие мировыми ценами и финансовый кризис не являются оправданиеми. Хотя все же есть некоторые моменты в пользу нефтяников.
Эксперт Василий Танурков считает, что, так как государство обязало нефтеперерабатывающие заводы перейти на выпуск топлива по международному стандарту Евро-5, в ближайшие годы в переработку придется вводить достаточно большие инвестиции. А это значит, снижение рентабельности заводов будет неверным решением.
Но, тем не менее, позиция у правительства жесткая - нельзя модернизировать производство за счет потребителя нельзя. Стандарты Евро-5 в скором времени будут обязательны для всех. Необоснованное завышение цен является нарушением закона.
?горь Артемьев считает, что на данный момент у компаний есть единственный путь ? это быстрое снижение цен. А снижение действительно происходит. Дизельное топливо скинуло в цене уже порядка 1.5-2 рублей. Бензин - примерно 40-50 копеек. Все это совпадает с представлениями о том, как ужесточения ФАС должны были повлиять на цены. Правда зональный коэффициент по регионам до сих пор существует. Надежда на добровольное устранение нарушений законов антимонопольного ведомства всё же есть.
При этом штраф для компаний будет минимальным ? единичный процент от оборота. ? уголовная ответственность отсутствует. Только ради этого стоит попридержать желание постоянного роста прибыли. Единственный вопрос ? долго ли смогут нефтяники удерживать приемлемый уровень цен.
Василий Танурков утверждает, что снижение цен ? это временный этап, так как снижение цен на внешних рынках в ближайшее время не предусмотрено. Это первый момент. Второй ? даже если цены будут падать, это падение будет краткосрочным, потому что управлять ценами в ручном режиме невозможно. Всегда есть механизмы, которые ведут к росту цен, ведь от этого напрямую зависит рентабельность производства. Все вернется на свои места, как только правительство ослабит хватку в этом вопросе.
Одной из основных задач государства является контроль цен на энергоносители. Но сейчас это больше похоже на борьбу с ветряными мельницами. Федеральная антимонопольная служба возбудит еще немало дел, но кардинальных изменений не будет, ведь общий язык между государством и бизнесом пока что не найден.