Современный деловой мир невозможно представить себе без оргтехники. Компьютеры, принтеры, сканеры сегодня востребованы наравне с канцелярскими товарами. Оргтехника словно воздух, ее наличие ты воспринимаешь как само собой разумеющееся, но без нее бизнес начинает задыхаться.
Однако, подобная связь двояка по своей природе. Бизнес испытывает подъем – растет рынок оргтехники, бизнес испытывает затруднения – падают продажи оргтехники. При анализе рынка оргтехники за вторую половину прошлого – начала этого года возникает двоякое впечатление. С одной стороны, наблюдается оживление рынка продаж оргтехники, но с другой стороны, отсутствует спекулятивный тренд роста цен, обычно всегда присутствующий при оживлении рынков продаж. Более того, невозможно не признать тот факт, что специализированная оргтехника упала в цене.
Попробуем разобраться в этом феномене.
Мы не будем рассматривать такие специализированные инженерные системы как широкоформатные плоттеры, предназначенные для работы, например, в полиграфических отделах рекламных компаний. Мы рассматрим сегмент бизнес-класса оргтехники, представленной в ассортименте в любом офисе.
Приоритетом коммерческих структур является функциональность, надежность, быстрота и качество работы оргтехники. Современное развитие техники достигло такого уровня миниатюризации, что даже мобильный телефон теперь представляет собой карманным компьютером с функциями видеокамеры и навигатора. Естественно, что подобной многофункциональности потребитель ожидает и от офисной оргтехники. На рабочем столе должен стоять прибор способный распечатать документ, размножить его и при необходимости еще и отсканировать.
Это типичное многофункциональное устройство. Если сравнивать цену на многофункциональное устройство с ценой на специализированное, то последнее по цене дешевле аналогичного МФУ в три раза, причем к тому же можно купить в кредит.
Почему же при дешевизне специализированной оргтехники покупатель выбирает многофункциональное устройство? Только ли дело в мировом тренде универсализации электронных приборов?
Наверное, здесь ключевое слово «три в одном». МФУ не только выполняет три функции, оно экономит офисное место, делая пространство офиса более эргономичным что ли. Еще одно не маловажное обстоятельство в пользу МФУ – после его послепродажное обслуживание. Картриджи, их замена и заправка, стоят не так уж и дешева, чтобы пренебрегать их суммами при расчетах офисных расходов. Замена лазерного картриджа может доходить до трети от суммы самой оргтехники. Зачем же компании вписывать три строки расходов отдельно на принтер, ксерокс и сканер, если можно купить «три в одно».
Следующий момент в пользу МФУ. Современные офисы связаны общей локальной сетью, в которую как периферийные устройства включена оргтехника. Многие компании, идя долее по пути экономии средств и офисного пространства, приобретают одно мощное многофункциональное устройство, способное обслуживать потребности всего офиса. Лучше один раз потратиться, пусть и на большую сумму, чем трать понемногу и часто. Согласитесь, в этом есть своя правда.
Итак, специализированная оргтехника активно вытесняется из сегмента бизнес-класса в эконом-сегмент, рассчитанный на бытовое обслуживание. Как следствие этого специализированная оргтехника падает в цене, поскольку для домашнего пользования покупатель не готов платить много.
И все таки следует ожидать, что в скором времени специализированная оргтехника будет вытеснена и из эконом-сегмента. Единственно, где ее еще можно будет встретить – это сегмент профессионального оборудования, где качество исполнения намного важнее многофункциональности.