Современный мир – суть продукт виртуализации. Компьютерные технологии все более отдаляют нас от реальной активности и все более приближают друг к другу в коммуникационном и социальном смысле, разрушая видимые (географические) и невидимые (психологические, межкультурные, языковые) границы. Ученые, общественные деятели, политики все чаще утверждают, что познавать мир – не в полной мере, а в некоторых аспектах – следует с помощью новейших программ, возможностей Интернета и социальных сетей.
Образование же не отстает от других сфер жизни современного человека и меняется с той же скоростью, что и собственно сам тип познания окружающей действительности. Среди инноваций, которые появляются в образовательном пространстве и тут же завоевывают в нем достойное место, одну из лидирующих позиций занимает дистанционное образование (аналог этого понятия в английском языке - e-learning solutions, электронное образование). Оно уже полным ходом развивается в США и Европе. В России же такие процессы несколько замедленны, однако, популярность “образования на расстоянии” увеличивается с завидным постоянством.
На сегодняшний момент в России успешно функционируют 70 центров дистанционного образования. Они охватывают не только высшее образование, но и предлагают сервис школьного обучения, последипломного образования, различные семинары, тренинги, образовательные дисциплинарные программы, курсы повышения квалификации, видеокурсы и так далее. Важность развития дистанционного образования осознали и чиновники. Сегодня подобные программы широко поддерживаются властными структурами. Изначально такая тенденция была задана Президентом России Дмитрием Медведевым. По его мнению, затягивать распространение дистанционного образования в стране, не допустимо.
В случае России виртуальный тип образования отличается некоторыми особенными чертами. Так, например, в Соединенных Штатах ставку на дистанционном образовании делают, в частности, в виду недоступности к сети высших учебных заведений для жителей небольших городов. То есть, в США дистанционное образование возникает и развивается как система, способная преодолеть географические границы. Однако, в России к такому типу получения знаний прибегают, как правило, жители крупных городов.
Наиболее активными пользователи программ дистанционного обучения оказываются москвичи и петербуржцы. Поэтому для России концепция дистанционного образования скорее может характеризоваться не принципом снятия границ между регионами, а острым спросом на предоставление актуальных знаний в сжатые сроки и без отрыва от основного вида деятельности, когда не страдает рентабельность бизнес-деятельности.
В рамках дистанционного обучения выделяют несколько основных направлений:
- авторские программы,
- системы управления обучением,
- системы управления контентом,
- системы управления учебным контентом
Все они позаимствованы у иностранных коллег, однако, уже сегодня адаптированы к российской действительности и применяются на просторах рунета не первый год. Как свидетельствует статистика, финансовый кризис, который разразился в мире в 2008 года, значительно повысил востребованность дистанционного образования в России. Этому есть несколько причин: ориентированность на финансовую стабильность, когда работа становиться важнее обучения; экономия времени и средств; возможность одновременного образования и трудовой деятельности во Всемирной сети.