Когда каток кризиса давит бизнес, меняются владельцы, отрасли и даже правила, но сам бизнес всегда остается. Хотя бы потому, что сегодня не быть бизнеса просто не может.
Развитие бизнес-отношений после периода кризисного упадка привело к тому, что интенсивный рост здесь плавно переходит в экстенсивный: бизнес требует новых мощностей, новых ресурсов, новой крови, в конце концов. И так как объективные процессы трудно разделить в категориях «хорошо» и «плохо», то лучше всего будет просто попытаться их проанализировать.
Любому владельцу бизнеса важно, чтобы его результат измерялся конкретными показателями, выраженными в денежных суммах, а уже потом – в процентах, долях и различных аналитических данных. Поэтому все рано или поздно упрется исключительно в здоровый прагматизм, отбросив лишнее. «Лишнее», как правило, относится к фазе быстрого роста: еще нет возможности глубоко анализировать, еще нет своего большого опыта, еще нет какой-то стабильности и присутствует страх, что привлекательные ниши разберут конкуренты. В такие моменты делается ключевое количество рискованных ходов, разброс эффективности решений стремительно варьирует, четкого понимания и просчета нет.
Далее опыт позволяет понять, с чем в новых реалиях следует иметь дело, а с чем не стоит столь сильно рисковать. С этого момента бизнес-план становится жестким инструментом математического просчета, который позволит весьма достоверно определять на каждом этапе, правильно ли были выбраны ориентиры или нет. Риск начинают минимизировать, потому что быстрых прибылей уже не видно: все вновь разобрано.
Такой сценарий был после Великой депрессии и после кризиса 2008 года. Такой сценарий Европа и мир видели на протяжении веков множество – принцип неизменен. Хоть в чем-то есть некое подобие стабильности.
Поэтому сегодняшний день не следует выделять с точки экономического опыта в истории: услуги для бизнеса становятся все более востребованными, потому что сам бизнес все более забывает о проблемах кризиса. Ведь забыть о кризисе – это далеко не всегда означает просто больше тратить. Забыть о кризисе – это значит начать экономить свои ресурсы, не встревая в новые проекты слишком часто и опираясь на помощь субподрядчиков и партнеров как на элемент стабильности.
Расширение бизнеса требует участия владельцев и управленцев только в сфере нового, где довериться другим становится неоправданным риском. Это приводит к возможности делегировать свои полномочия там, где работа уже поставлена весьма четко, другим. Так на практике получается дешевле и именно за счет подобного привлечения других исполнителей возможен рост с минимальными затратами.
Многие же делают несколько иные выводы из полученной картины. Ошибиться из-за того, что услуги для бизнеса становятся все более востребованными, не сложно: во времена восстановления бизнес-отношений после кризиса ситуация серьезно отличается от той, которая имеет место в другое, более спокойное время. Но с другой стороны, этот процесс можно считать только имеющим знак «+» для экономики в целом, поэтому повод для общего оптимизма все же имеется не безосновательно.