Бизнес на самом деле обезличен настолько, что даже спорить здесь никто не будет. «Ничего личного» - фраза о бизнесе, излюбленная еще гангстерами из «Крестного отца», действительно отражает всю суть таких взаимоотношений.
Российский бизнес рвется в интернет – ничего личного, просто рентабельность является слишком ярким показателем того, куда надо направить свои силы. При этом рентабельность здесь сильно набирает в весе от двух факторов: во-первых, раскрутка web сайтов обходится куда дешевле раскрутки реальных, оффлайновых магазинов или изданий, а во-вторых, значительная простота контакта с потенциальными клиентами привлекает значительно большие обороты и прибыли – как следствие.
Еще один аспект, который для интернета может объяснить многое – это скорость раскрутки проекта. Если сравнивать интернет-проект с несетевым, то разница всегда огромно. Важно это тогда, когда приходится брать кредит на развитие бизнеса: чем меньше срок – тем меньше затраты на обслуживание этого кредита. И тем, вновь-таки, выгоднее бизнес.
Российский бизнес не знает разделения на маленький или большой, когда рвется в сеть: просто кто-то выбирает проекты вроде Сколково, а кто-то довольствуется одним магазином или небольшим порталом. Но инвестиционная привлекательность в целом одинакова хороша.
К тому же у России в этом направлении бизнеса свое отличие от той же Европы очень сильно заметно: в России все поставлено еще не на том уровне, нет того количества сделок в сети, как это происходит у соседей. А значит, перспективы России выше и поэтому пока европейцы в сети просто окапываются и укрепляют свои позиции, бизнес российский сюда просто все еще врывается, стремясь заполнить все пустующие ниши бизнеса в интернете.
Совсем недавно двадцатилетие в сети отпраздновал интернет-ресурс, появившийся здесь первым. Еще десять лет назад большая часть российского бизнеса если что-то и знала об интернете, то исключительно минимум. А ключевое количество сайтов просто было простыми визитками, найти которые через поиск было бы непростым делом.
Сегодня те, кто уже сравнил масштаб оффлайновых бюджетов рекламы с бюджетами рекламных кампаний в сети, а потом сопоставил результаты, станет прекрасным свидетелем: в интернет стоит рваться, потому что он позволяет зарабатывать и экономить одновременно. Интернет эффективен, а значит – он работает. Ничего личного, просто так можно делать бизнес значительно проще и легче.
Особенно это почувствовалось, когда в кризис пришлось отказываться от дорогого офиса, взятого не столько из прагматичных целей обеспечения персонала местом, сколько из желания произвести впечатление. Когда впечатление приносит деньги – это одно, но когда оно эти деньги только тратит… Ничего личного, но почему не перейти на эффективные схемы работы?
Российский бизнес продолжает экспансию интернета: удаленный доступ, система фрилансеров, эффективность маркетинга. Все позволяет развиваться и дальше, и дальше получать прибыль там, где можно не тратить лишнее. Поэтому такая экспансия еще долго продолжится, т.к. зарабатывать больше бизнес хочет всегда. И ничего личного.