Заставить кого-то платить налоги тяжело всегда. С другой стороны, когда на дворе – финансовый кризис или даже его последствия, городским администрациям денег требуется намного больше, а вот платить их хотят намного меньше. И поэтому приходится думать, делать и действовать именно в этом ключе.
Российская столица стала исключением лишь в том плане, что здесь еще и произошла эпохальная смена мэра. Громкая, скандальная – но главное совсем не в этом. Главное, что новой администрации требуются средства, чтобы продемонстрировать: новая команда эффективнее и лучше старой.
В теории все просто, на практике – возникают нюансы. Когда у компаний падает рентабельность, их бизнес трещит, а будущее под вопросом, выжать с них «на нужды города» тяжело, даже если нужды огромны, а город – столица России. Но делать что-то все равно надо. К тому же Москва полностью залеплена рекламой в любом ее проявлении: рекламные щиты, тролы, борды, вывески, витрины. По закону, деньги может приносить все. И должно приносить. А ведь еще и можно создать охоту на двух зайцев…
В роли зайца первого – рекламные агентства, к которым можно прийти с предложением. Его суть проста: налоги и рекламные отчисления в бюджет платить очень надо, потому что за это воздастся борьбой с нечестными конкурентами. И уже нечестные конкуренты превращаются в зайца второго, которому теперь ловить точно нечего.
Несанкционированная реклама – бич рекламщиков, которые работают легально. Последние начинают резонно здорово сдавать по ценовым позициям, рынок размывается и «затеняется». Поэтому мэрия Москвы, начав с такой несанкционированной рекламой жесткую борьбу, действительно стимулирует многие «белые» компании с меньшей тоской делать отчисления налога на рекламу в местный бюджет. С другой стороны, пойманные рекламные нелегалы перед тем, как исчезнуть, вынуждены будут оплатить штрафные санкции. Бюджету тоже какая ни какая, а радость.
Подобная охота мэрии не противоречит конструктивным интересам властей и бизнеса, она удачно подходит текущим политическим задачам Москвы (удачная политическая коньюктура – большой, хоть и переменчивый, плюс), а главное – против такого ведения дел трудно найти контраргументы. В конце концов, легально противостоять этому напору мэрии нельзя, а иногда дешевле оказывается перейти на легальные методы, чем продолжать ставшую совсем неинтересной игру.
Администрация Москвы начинает борьбу с несанкционированной рекламной и пока ведет. Хотя перемен вряд ли ждать стоит: контроль очевиден и крайне прост, чтобы с ним можно было как-то играть. Борд на то и борд, чтобы он был заметен. Нелегальная рекламная растяжка нужна только тогда, когда ее хорошо видно, но когда ее хорошо видно, то неизменно увидят и те, кто занимается проверкой. А потом придут и те, кто занимается порицанием. И далеко не устным.
Так что в этом направлении некий успех у столичной администрации есть и будет. Да и легальным рекламщикам проще будет работать на рынке, где правила всегда были максимально жесткими, а прозрачность редко когда будет достигнута.