По данным аналитиков, рынок ресторанного бизнеса начал возрождаться. Так по статистическим данным, за первый квартал нынешнего года оборот рынка составил около 70 млрд. рублей, а это на 3 % больше, чем за аналогический период прошлого года. Эксперты утверждают, что сегодня активно развиваются рынки общепита в Москве, Екатеринбурге и Свердловске, а также в Питере и Краснодарском крае.
На грани банкротства
Переломным для многих заведений общепита был 2014 год. ?менно в этот период большинство завсегдатаев кафе и ресторанов начали отказываться от них и переходить на домашние питание с целью экономии.
Этот год был самым тяжелым, говорят аналитики компании ?Ресторанный консалтинг?. Многие рестораны в сегменте три-пять звезд, не смогли пережить финансовый кризис и вынуждены были закрыться. Правда, такая ?чистка?, считают в компании, пошла на пользу рынку.
Некоторые рестораны и кафе, чтобы удержаться на плаву начали внедрять программы лояльности, а также скидки, а об этом еще несколько лет назад даже и речи быть не могло. А те, кто ?выжил? в этот кризисный период завоевал своих клиентов и вышел на новый этап развития.
Что сейчас?
В мае прошлого года рынок общепита начал возрождение. По данным экспертов из компании ?Комкон?, уже в конце 2015 года почти 40 % россиян называли себя постоянными клиентами ресторанов (на 15 % больше, чем в 2014 году). Сейчас, говорят эксперты, каждый россиянин хотя бы раз в месяц посещает ресторан, как результат ? этот бизнес приносит около 30 % валовой прибыли (или 10 % чистой).
По данным специалистов из Московской консультационной группы, в рестораны и кафе чаще всего ходят люди, средний доход которых не превышает 20 тыс. рублей (средний счет на человека составляет около полтысячи рублей). По возрасту ? это люди до 40 лет, при этом около 40 % составляют потребители в возрасте 25-38 лет.
Также эксперты утверждают, что завсегдатаями кафе и ресторанов являются не только руководители фирм и специалисты, но и студенты. Кроме этого, 40 % влюбленных пар назначают свидания именно в кафе. Как правило, они заказывают или бизнес-ланчи или же небольшие банкеты для празднования, например, дней рождений.
Эксперты утверждают, что большую часть рынка общепита занимают, так называемые фаст-фуды, кофейни занимают где-то 22 % рынка, ресторанам из ?демократическими? ценами (casualdining) принадлежит около 36 % рынка.
Проблемы и перспективы
Проблем на рынке ресторанного бизнеса хватает. Во-первых, по словам участников рынка, остро стоит проблема с кадрами. Поскольку в последнее время начали открываться новые столовые, кафе и рестораны не хватает специалистов, которые могут работать в этой сфере. Чтобы решить этот вопрос многие заведения сами ?растят? своих сотрудников.
Во-вторых, для столовых оборудование слишком дорого обходиться, часто его нужно заказывать за пределами России. Но и этот вопрос решим. Многие владельцы кафе и ресторанов могут взять целевой кредит в банке. Кроме этого финучреждения в последнее время делают ставку на МСБ, поэтому снизили проценты по таким займам и предлагают специальные бонусные программы и программы лояльности.
Не смотря на то, что некоторые учреждения общепита и сегодня работают на грани рентабельности, эксперты (компания Research) прогнозируют, что в следующем году ситуация на рынке должна улучшиться. По их данным оборот рынка должен составить не менее 860 млрд. рублей.