Туризм – эта та отрасль, которая от спадов и подъемов в экономике зависит просто фантастически, однако такая зависимость скорее имеет качественный, чем количественный характер. При этом качественное сравнение часто больше касается именно цены, чем непосредственно качества в привычном смысле.
Просто-напросто, финансовый кризис вынудил очень и очень многих оперировать не суммами потенциальных доходов, которых можно так никогда и не дождаться, а реальными финансовыми ресурсами. Деньги в плохие времена счет любят куда больший, чем в обычное время.
А российский туризм до наступления кризиса превращался в нечто продолжающие традиции классических «новых русских», только в больших масштабах и с меньшими удельными затратами. Отдыхать в России стало «не модно» исключительно в силу того, что как «новый русский» покупал себе цепь в 2 килограмма на шею, так и во времена до кризиса большая часть финансово состоятельных людей ехал за рубеж скорее из принципа демонстративности, чем по другим причинам.
Теперь уже не выйдет дожидаться больших доходов от чуть ли не любого бизнеса, для которых раньше достаточно было просто получить кредит и ждать благоприятного развития. А реализм бизнеса определяет трезвость взгляда на затраты в отдыхе. Именно поэтому российские курорты возвращаются в моду, вернее даже, поэтому в моду они возвращаться стали, хотя потом нашлись и другие причины.
Ностальгия за временами молодости – это то, для чего курорты Египта не станут отдушиной. А вот та же Анапа частный сектор свой предоставит и тем, кто привык к хорошим условиям «как за рубежом», и тем, кто еще привык воспринимать то же Сочи, тот же Крым и еще целый ряд родных туристических объектов как заветную мечту своего детства. Тогда, в том детстве, разве в мечтах находилось место Турции или курортам в Баден-Баден, знакомо ли было название «Карловы Вары»»? А воспоминания дорогого стоят.
Конечно, какого-то единого сценария возвращения моды на российские курорты нет. Есть многофакторное объединение, которое самим российским курортам отменно играет на руку сейчас. Сюда можно также отнести и некий патриотизм, который основан не на слепой вере в «светлое будущее», а в осознание того, что рядом тоже бывает хорошо.
Да и проблемы заграницы стали просвечиваться сейчас куда более активнее, чем раньше. Это тогда, годы назад, когда отечественный бизнес процветал, полуголодный Египет давал свой максимум туристам за полцены. Теперь ряд курортов привык к потоку приезжих, цены поползли вверх, а кризис вынуждает считать свои затраты.
Мода в свое время поступила с российскими курортами коварно, но теперь долг решено вернуть: туристические маршруты оживают далеко не только для тех, кто просто экономит как может, они оживают и для тех, кто привык видеть настоящее, без фальши и ложной полировки.
Помните, как в знаменитом мультфильме: «Таити, Таити! Не были мы на вашем Таити!» А если и были – то что? Курорт за рубежом стал доступен, а потому и неинтересен многим из тех, кто раньше избегал курортов российских. Но все меняется, и российский туризм от этого сейчас только выигрывает.