Рынок стройматериалов – рынок и производный, и самостоятельный одновременно. Это обстоятельство для рассмотрения колебаний цен крайне важен, ведь такие ценовые перемены могут в отдельных случаях приводить к изменениям в других сегментах строительства, еще раз возвращаясь потом самим строительным материалам.
Финансовый кризис в первую очередь выдавил кредитную политику строительной сферы, когда за счет кредитования строилось новое жилье, покупаемое снова за счет кредитов. Получился замкнутый цикл с дефицитом реальных средств, так что возврата к такой схеме уже быть не может.
Но это вовсе не значит, что строительные гиганты не знают, как себя вести: стремление людей к более приемлемым условиям проживания и отставание российского рынка жилья с точки зрения предлагаемого комфорта от европейского рынка обеспечивают постоянство спроса на долгие годы вперед. А это значит, стройматериалы тоже будут востребованы.
Другой вопрос, как указывалось изначально – это колебания таких цен. Такие колебания долгое время обуславливались двумя ключевыми и разновекторными при этом факторами: девальвацией рубля с инфляционными тенденциями в экономике и падением строительного спроса.
Сегодня ситуация, когда рубль может «просесть» к доллару, скажем, процентов на 10-15, практически исключена. Значит, импортная продукция тоже не имеет серьезных тенденций к резкому подорожанию. Спрос же выровнялся из-за того, что теперь стало ясно, как будет развиваться рынок, какие кредиты можно брать и под какие строительные объекты, а какие объекты вообще следует исключить из инвестиционного портфеля.
К тому же поставщики и производители стройматериалов сформировали свои новые предложения для рынка так, чтобы они соответствовали стратегии сегодняшнего дня. Складские запасы, создававшие проблему как ряду торговых компаний, так и производителям (стопорилось производство нового из-за товарных остатков старого и дилеров), сегодня превратились в весьма умеренную величину, которая больше не оказывает негативного влияния на рыночные механизмы ценообразования. Стабилизировался рынок, после чего, этап за этапом, стабилизация коснулась и цен на строительные материалы.
Изменилось ли качество стройматериалов сегодня, когда кризис остался позади? Тенденции качества – это постоянные перемены, в то время как экономить еще не означает переходить на низкое качество. В конце концов, экономить – это значит иногда и перейти на более высокие стандарты, которые обеспечат стратегический экономический эффект вместо тактических целей в строительстве.
Изменилось скорее качество работы рынка в сегменте: стало меньше сделок на перспективу, которая не имеет четкого просчета. К примеру, до кризиса все были уверены, что будет продана любая построенная площадь, погонаж фигурировал в планах весьма расплывчато, округленных результаты на уровне приблизительности задавали большой масштаб погрешности экономических расчетов в строительстве, где во главу угла поставили время: все требовалось быстро, пока не успели конкуренты.
Сегодня появился азиатский оттенок принятия решений: успеется все, главное – правильно определиться с каждым нюансом. И стройматериалы «поймали струю» в ценовом вопросе стабильности.