Из двух путей наращивания своей массы благосостояния выбирается почти всегда только один: пока финансовый кризис не нагрянул, бизнес предпочитал путь экстенсивного развития путем экспансии, мало обращая внимания на внутреннюю составляющую в виде затрат. Требовался рост, требовалась стремительная динамика и некогда было минимизировать отдельные затратные статьи. Но кризис грянул, вместо расширения задача модифицировалась в необходимость удержать позиции или вообще выжить, а направление движения стало резко интенсивным: когда вперед идти не получается, следует серьезно пересмотреть все возможности экономить.
Раньше главным элементом для бизнеса служил кредит: большие прибыли гарантировали спокойствие, если проценты казались умеренными. Никто и не задумывался, что рентабельность может начать резко сокращаться. Чуть позже, оглядываясь на черные для экономики события 2008 года (и позже), следует признать: понятие рентабельности были серьезно пересмотрено, а взгляды на ее оценку изменились очень кардинально.
На этом фоне крупные строительные магазины, которые очень мало интересовали частных покупателей, вдруг стали центром такого внимания. Когда выбран экстенсивный этап, то в вопросе ремонта хотелось делать ставку на простоту процесса и качества, когда не все стремились копаться в деталях очень похожих материалов и тем более мало отличимых цен. Экономия на посещении такого крупного строительного магазина в деньгах казалась потерей с точки зрения упущенного времени и необходимых неудобств от попыток разобраться в огромном ассортименте.
«Чуть-чуть» как категория почти утратила смысл: казалось лучше и проще в чем-то переплатить, но взять то, что будет лучше гарантировано. Конечно, длительный процесс выбора мог бы дать такой же результат с меньшими затратами, но время было слишком в большой цене.
Время, в принципе, всегда в цене. Только теперь по-разному определяют затраты этого времени, когда все чаще идут именно в крупные строительные магазины. Например, раньше купить линолеум в розницу казалось проще и быстрее в ближайшем нормальном магазине. В итоге экономилось время для более важных дел. Теперь такой же линолеум и тоже в розницу покупают все чаще в крупных строительных магазинах – сэкономленные деньги позволяют сэкономить время на процессе их зарабатывания. Чувствуете всю тонкость разницы? Только время не почувствовало перемен – изменились наши подходы к его учету.
Так философия и бытовые строительные нужды при выполнении ремонта дома были объединены финансовым кризисом в мире. Две задачи не изменились: необходимо увеличивать свое благосостояние и следует экономить время, и именно поэтому крупные строительные магазины помогают сэкономить на ремонте точно также, как раньше такую задачу выполняли для многих магазины мелкие, но более близкие и дорогие.
Возможно, розница еще раз начнет брать свое доминирования в свое время. Свое время – это тоже философская категория, которая обретает конкретный коммерческий смысл. Ведь была иная экономическая жизнь до кризиса, которая, в свою очередь, была иной до той жизни, которая была до сытых нулевых.