Вертолеты уже давно снискали себе мировую славу как незаменимое транспортное средство. В некоторых случаях, в силу своего географического расположения или иных факторов, часто это бывает практически единственная возможность добраться до строго определенного места.
В развитых государствах с рыночной экономикой значительная часть всего вертолетного парка страны принадлежит частным компаниям. К примеру, в США доля частных гражданских вертолетов достигает 25%. Компании используют эти вертолеты, главным образом, для перевозки своих служащих в деловые и финансовые центры и филиалы компании, ближайшие крупные аэропорты, расположенные в различных частях крупного мегаполиса.
Инфраструктура деловых центров крупных мегаполисов, в большинстве своем, представлена небоскребами – практически идеальными местами для размещения на крышах высотных зданий вертолетных площадок, которые, в случае форс-мажорных обстоятельств, (пожаров, терактов или землетрясений), используются для эвакуации людей вертолетами экстренных служб города.
Вертолеты используются и в качестве воздушного такси, перевозя достаточно состоятельных VIP-пассажиров,(услуги вертолетных пассажирских перевозок даже по американским меркам стоят недешево), хоть немного помогая городу тем самым избежать транспортного коллапса. Рейсовые вертолеты эконом-класса для перевозки обычных пассажиров, как правило, используются на маршрутах, проложенных из ближайших аэропортов до центра города.
Конечно, для обеспечения безопасности авиаперелетов в черте города требуется хорошо организованная транспортная диспетчерская служба с современной инфраструктурой. Немаловажное значение в вопросах безопасности имеет и личное отношение пилотов к своей работе, безукоризненное выполнение ими правил полетов.
Поэтому контролирующие службы безопасности полетов не знают снисхождений – любое нарушение и отступление от норм сразу же и однозначно карается лишением лицензии и крупным штрафом. Поэтому в первую очередь, это задача внутренней службы безопасности фирмы – авиаперевозчика.
В России полеты на частных вертолетах в городской черте запрещены законодательно на федеральном уровне. Исключение составляет государственная санитарная авиация и вертолеты силовых и экстренных служб города. И это не прихоть наших законодателей, а, пока, к сожалению, реальное положение дел в этом сегменте бизнеса. Финансовый кризис здесь тоже не причем.
В конце концов, даже такое относительно дорогостоящее изделие, как вертолет, (автомобили бывают дороже), можно приобрести в лизинг или кредит, что в условиях финансовой нестабильности порой бывает даже выгодно. Просто пока не создано никаких реальных предпосылок, чтобы проект городского воздушного такси получил бы хоть какое-то развитие.
Во-первых, для этого нужны немалые финансовые средства, которые российские инвесторы пока не торопятся вкладывать. Ну и это не главное. Заниматься этим вопросом необходимо на профессиональном государственном уровне. А у государства, (как у нас всегда), своих проблем хватает.
Так что пока прокат вертолета с пилотом по заранее согласованному маршруту по предварительной заявке – в России это единственная реальная возможность желающему побывать в небе пассажиру, не знающему куда девать свои деньги.