Шефа можно не любить, но дарить подарок ему на его день рождения желательно, иначе шеф может не полюбить тебя. Впрочем, подобная «обязаловка» существует в компаниях, где начальник совсем уж впал в деспотию. Но, как не печально, а такие ситуации, когда руководитель, пользуясь своим более высоким должностным положением, начинает смешивать личные и профессиональные отношения, - не редкость.
В сложных экономических условиях, когда финансовый кризис заставляет многих специалистов искать компромиссные и не совсем устраивающие варианты работы, позиции директора упрочняются и могут обретать черты определенной вседозволенности. Но опять же, мы живем не при крепостном праве и никто не вправе свободного человека к чему-либо обязывать, тем более – если речь идет об изъявлении своих симпатий.
В случае, когда планируется делать подарок шефу на день рождения, речь, зачастую, идет не об изъявлении каких-то там личных симпатии, а, скорее всего, об элементарном соблюдении норм делового этикета.
Не важно, нравится начальник, как человек, или не нравится, это не исключает фактора субординации и элементарно уважения, которое одна сторона корпоративных профессиональных отношений должно проявлять к другой. То есть, внутри каждого полноценного коллектива должны соблюдаться нормы делового этикета, которые выходят за рамки решения сугубо профессиональных задач.
Совместное празднование дней рождений может проводиться по желанию именинника, но специалистами по корпоративной психологии рекомендуется использовать подобные знаменательные поводы для того, чтобы налаживать в коллективе межличностные отношения. Ведь от качества и доверительности межличностных контактов во многом зависит эффективность взаимодействия на профессиональном уровне.
Подарки, делаемые коллегами по работе, определенным образом «аннулируют» возможные внутренние конфронтации. А так как между начальником и подчиненными за определенный период времени может накапливаться достаточно большое количество противоречий, то подарок – от подчиненного шефу, - способен снять эмоциональный негатив, по крайней мере, с одной стороны.
Начальник, в свою очередь, делает ответные шаг по нормализации эмоционального микроклимата внутри коллектива, организовывая различные корпоративы: выезды на природу, ресторанные мероприятия, совместные занятия спортом, поездки за границу и прочее. Только вот организация корпоративных мероприятия, как правило, происходит за счет средств компании, когда как покупки подарка для шефа его подчиненным в некоторых случаях приходится брать кредит. Но эти расходы с определенной уверенностью можно отнести к «вложениям», так как таким образом работник способен приобрести или пополнить у своего начальника определенное количество «кредита доверия».
Конечно, можно занимать жизненную позицию, исходя из которой определенная личность не желает ничего отдавать, а предпочитает только брать. Но возможность подобного существования открывается только при достижении высоких ступеней властной иерархии, а до этого готовность отдавать является одним из факторов движения наверх. И даже, когда человек достиг вроде бы всего того, чего желал, неспособность делиться с окружающими (как материальными ценностями, так и позитивными эмоциями) способна привести к краху профессионала или личности.