Оптимизация экономической деятельности в среде российских авиакомпаний дала повод говорить о имевшем место потенциале. Так уж вышло, что именно обострение финансовых проблем вынудило компании перейти к поиску прагматичных решений вместо попыток продолжать свои жалобы. И решения найдены были.
Просматривая новости авиакомпаний годичной давности и свежие становится заметно: большая часть нареканий на внешние проблемы была проявлением неумения сделать серьезные внутренние преобразования. Оптимизация маркетинговой политики, насыщение пассажиропотока внутренних рейсов, ряд изменений для большей эффективности использования собственного ресурса – и вот российские авиакомпании оказались способны обрадовать граждан страны хорошими новостями.
Все чаще сегодня стали брать пассажиры авиабилеты в кредит: не так давно подобное могло существовать практически в рамках эксперимента, однако перемены явно дают преимущества авиаперевозчикам. Бизнес-перелеты учащаются, но вместо повышения цен на них перевозчики ответили расширением спектра услуг и направлений маршрутов. На самом деле, столь прагматичной рыночной гибкости от российской гражданской авиации мало кто ждал – и тем приятнее итоги.
При этом преодолеть все проблемы авиации все еще не удается: техническое оснащение требует здесь модернизации, которая на первом этапе гарантировано выльется в подорожание. Однако общие рыночные тенденции паления цены на нефть должны помочь авиакомпаниям обеспечить себе неожиданную ранее экономию на топливе, которое в авиаперевозках играет первую скрипку переменных затрат.
Разрекламированный многими отраслевой кризис не состоялся: статистика авиаперелетов этому станет ключевым подтверждением. Россияне хотят летать, а огромная территория страны практически не оставляет им выбора в таком желании: время снова начинает цениться все дороже, а экономическая активность регионов делает перелеты тем вариантом, который нечем заменить как минимум сейчас.
Теперь осталось дождаться, когда авиакомпании России перейдут на принципиально новые стандарты качества в обслуживании: планы на сочинскую Олимпиаду уже сегодня должны заставить авиаперевозчиков начать обустройство своих линий так, как к этому привыкли в Европе и мире. И это для российских пассажирских авиалиний тоже можно назвать новостью только хорошей.
А вот вопрос аэропортов – это тот больной вопрос, потому что фронт работ по их модернизации предстоит слишком серьезный. Россия не готова пока к масштабным переменам в стандартах работы аэропортов, так что здесь, скорее всего, позитив новостей доберется до пассажиров уже ближе к 2018 году, когда проведение футбольного чемпионата мира не даст шансов оставить все как есть и поможет задействовать дополнительно помощь со стороны государства.
В любом случае, множество мелких, но оптимистично звучащих новостей со стороны российских авиакомпаний заставляют верить в то, что кризис не отменил, а лишь отсрочил стремительное развитие данного направления. И если вторая волна кризиса не превратится в реальность, улучшения будут только нарастать.