Культура живет по остаточному принципу: как правило, наслаждаться ею могут либо в периоды отдыха от пикового развития экономики и гонки бизнес-проектов, либо в периоды начала подъема, когда уже появляются достаточные для такой жизни финансы, но еще стремительный бег общества не вынудил влиться в общую безумную струю.
Пик экономического развития закончился стремительным падением, в котором не осталось места плавному затуханию: финансовый кризис пришел без стука и сразу разместился в во всех секторах и отраслях. О культуре забыли настолько стремительно, что на какой-то момент времени для России она приобрела нулевое значение.
Как здесь не вспомнить язвительную реплику от Тину Канделаки, что культура – это удел бедных. Однако когда количество бедных разрослось до того уровня, что, по мнению экстравагантной дамы, культура России должна была делать огромный шаг вперед, театры резко стали пустеть, разговоры о модных писателях приутихли и щеголять знанием современных философских шедевров и циников времени стало «устаревшим трендом».
Если в банковском секторе сокращение штатов было повальным, то в сфере культуры оно было запредельным: театр, способный выживать в любые времена, опять вспомнил истинный смысл слова «выжить». Спонсорство неприбыльный музыкальных проектов и художественных школ откатилось и затихло, а средний класс уже не был способен поддерживать и толику былого спроса на культуру.
Когда менеджеру среднего звена билеты в большой театр купить было чем-то настолько простым и обыденным, казалось – вот она, культура. Бери – не хочу. Премьеры освещались все чаще, все больше бомонда можно было увидеть именно на такого рода мероприятиях – не столько гламурных, сколько показательно изысканных. И приобщиться к такой жизни по сути можно было за очень незначительные деньги.
Теперь же театр для очень многих стал далеко не тем местом, где будет хорошо думаться о проблемном кредите, а в художественной галерее вряд ли найдутся рецепты санации предприятия. Ну а для тех, у кого денег не хватает на поддержание даже рациона на прежнем уровне, мысли о возвышенном и прекрасном даже если и возникнут, то точно не будут подкреплены материальными возможностями.
Одновременно иссякает помощь от государства. Финансирование культуры – это на самом деле щедрая рука «сильных мира сего», которым периодически необходимо продемонстрировать широту своей души и заработать дополнительную грань своего статуса. Чем выше положение – тем шире охват спонсорства во всевозможных проектах. А «рядовые потребители» культурной сферы – это люди, от которых сама сфера в материальном плане зависит крайне мало.
Серьезно пострадали даже кинотеатры, которые в первое время кризиса уверяли: здесь проблем не наблюдается. Однако привычка идти в ногу с новинками кинопроката растворилась уже через полгода и сегодня говорить о том, что залы пустовать не будут – это значит, слишком быстро бежать к ложной цели.
Возможно, перемены будут. Хотя бы потому, что перемены – это и есть жизнь сквозь призму времени. Но пока многим россиянам становятся не по карману культурные развлечения.