В последнее время растет популярность такого вида деятельности, как бизнес-франчайзинг. От прочих видов предпринимательства он отличается особой организацией, при которой франчайзер, или компания-правообладатель, передает другой компании или лицу – франчайзи – права на использование торгового наименования, продажу товаров или оказание услуг под своей маркой. При этом франчайзер сам определяет законы ведения бизнеса и устанавливает собственные правила, которые являются для франчайзи обязательными для исполнения.
При соблюдении правил компания-франчайзи использует торговую марку франчайзера и полный спектр связанных с ней механизмов и наработанных технологий для развития собственного бизнеса. За право использования бренда франчайзеру поступают регулярные взносы, оговоренные в контракте, поэтому франчайзинг можно считать своеобразной арендой товарного знака, так как полностью права на него всегда остаются у настоящего владельца.
Отношения франчайзера и франчайзи регулируются пакетом документов, который иначе называется бизнес-франшиза. В ней закреплены права и обязанности сторон, пособия и рекомендации для франчайзи по использованию раскрученного бренда и завоеванных им на рынке позиций. В программу франшизы включаются все аспекты сотрудничества, в которые входит организация бизнеса и производства, реклама, обучение работников.
Польза франшизы в том, что даже новичок в бизнесе получает возможность успешного старта, опираясь на проверенную схему успешного бизнеса. Права на использование товарного знака могут быть переданы на определенный или неопределенный срок в зависимости от содержания договора концессии.
Для российских предпринимателей франчайзинг является относительно новым видом ведения бизнеса. Видом лучшей франшизы является сегодня прямой франчайзинг, когда сделка заключается между франчайзером и местным бизнесменом-франчайзи напрямую, без посредников. Эта система особенно популярна у крупных франчайзинговых компаний, поскольку позволяет им исследовать и осваивать рынок отдельных стран путем заключения сделок с компаниями-франчайзи и организации их бизнеса с учетом особенностей местного рынка.
Если зарубежный франчайзер продает права на использование торговой марки и развитие системы на территории отдельной страны только одной определенной компании-франчайзи, то такая сделка носит название мастер-франшизы. Такой франчайзи становится мастер-франчайзи и получает право быть франчайзером и представлять данную компанию в своей стране, продавая франшизы и получая взносы с других бизнесменов.
Существуют разнообразные виды и формы франчайзинга. Он может быть товарным, то есть подразумевать реализацию товара под брендом франчайзера, промышленным, при котором под маркой франчайзера производится и продается товар, деловым, когда в аренду передается не только бренд, но и полная стратегия бизнеса, успешно реализованная компанией-франчайзером.