На рынке телекоммуникаций в последнее время происходят достаточно любопытные вещи. Во-первых, произошла целая череда слияний, из-за чего появились своеобразные "конгломераты", которые предлагают услуги и Интернета, и телевидения, и мобильной связи. Во-вторых, в последние годы наблюдается стремительный рост на рынке предоставления Интернет-услуг. В-третьих, быстро растет рынок рекламы.
Это приводит к тому, что ужесточается конкуренция между компаниями, развивающимися как за счет роста рынка, так и путем слияния. Чтобы сохранять свои позиции в таких условиях, нужно придумывать постоянно что-то новое, постоянно совершенствоваться.
Телекоммуникационные технологии играют огромную роль во всех без исключения сферах современного общества. Эта роль особенно возрастает при решении задач современного этапа развития страны, когда от скорости, качества и своевременной передачи информации зависит правильность принятия стратегически важных решений, как на уровне регионов, так и отдельных субъектов экономических отношений.
Кроме того, телекоммуникационные системы исключительно важны в передаче и доведении до каждого члена общества политической, общественной, культурной, образовательной и другой информации. Отрасль связи выполняет важнейшую государственную функцию передачи информации для обеспечения политической и экономической безопасности страны, жизнедеятельности людей, общественного производства, управления на всех иерархических и территориальных уровнях.
Главным образом, рост отрасли был обеспечен за счет притока иностранных инвестиций, сертификации оборудования связи зарубежного производства и предоставления лицензий для работы на российском рынке иностранным компаниям. Согласно данным официальной статистики, в 1998 году в России было зарегистрировано 204 предприятия и организации отрасли связи с участием зарубежного капитала
Важным этапом развития телекоммуникаций в России стало появление доступа к Интернету. Появление этой телекоммуникационной услуги привело к созданию ряда стратегических альянсов в этой области и создало в России новые виды деловой активности. Основным из них стало предоставление выхода в сеть гражданам.
Теперь трудно представить себе любой бизнес не подключенным к глобальной сети, провести интернет в офис стало одной из первых задач на старте любого коммерческого начинания. Мировой опыт правового регулирования телекоммуникаций свидетельствует, что практически во всех странах в той или иной степени сохраняются элементы воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов.
Правительственные органы определяют политику развития телекоммуникационной сферы, формируют нормативно-правовую базу в данной области, непосредственно курируют вопросы лицензирования операторской деятельности, сертификации оборудования и услуг, распределения и использования спектра частот, ресурсов нумерации, сопряжения сетей и межсетевого взаимодействия, контроля и регулирования затрат.
В целом процессы управления и государственного регулирования основаны на либерализации национальных рынков связи, направлены на создание благоприятных условий для конкуренции в целях динамичного развития общедоступных сетей, расширения спектра предоставляемых услуг и улучшения их качества в интересах всех субъектов рыночных отношений.