Какие бы действия не предпринимали власти российской столицы для улучшения транспортной ситуации, московские таксисты продолжают упорно поднимать цены на свои услуги. При этом аргументы самих таксистов поддерживают одни аналитики и оспаривают другие.
Да, главной проблемой, определяющей такие тарифы, остается загруженность дорог, в связи с чем простой в пробках выливается в повышенный износ авто и «съедание» рабочего времени. И пока, вопреки разговорам властей о «городе чиновников» за пределами Москвы и сокращению количество машин с «мигалками», пропускная способность столичных дорог не взрастает.
Но в это же время предложение всегда упирается в спрос, а спрос на услуги такси растет именно на фоне таких дорожных пробок: на фоне относительно успешных экспериментов с помощью гражданам в поиске работы в своем районе проживания, москвичи приходят к тому, что личный транспорт больше обременяет, чем помогает.
Место для парковки стоит в Москве прилично: земля ценится все сильнее. Перемещение по городу значительно выгоднее в метро, а автомобиль больше выступает как элемент необходимого престижа. Если нет загородного жилья, то проще платить таксисту и забыть о ненужных проблемах для себя.
Так что потенциал для нормального восприятия большинством клиентов повышения расценок сохраняется, а значит – цены повышаться будут.
Подорожание бензина на этом фоне выглядит более надуманным фактором: не могут перевозки дорожать в процентном отношении на столько же, на сколько и повысилось в цене топливо.
Рост цен на автомобили тоже вряд ли способен убедить знающих людей: на 3-9 процентов дорожают автомобили исключительно нового модельного ряда, что проще всего увидеть на примере Авто ВАЗа.
Да и нельзя забывать о неравномерности спроса на отдельных направлениях: такси в Шереметьево в предпраздничные и послепраздничные дни поймать почти невозможно, что влияет на меняющиеся в большую сторону тарифы. С Домодедово ситуация лучше только в том, что там «дежурят» больше водителей и тарифы скачут потому не так явно.
Бороться с повышением стоимость услуг таксистов бесполезно, пока клиенты готовы оплачивать перевозку. И здесь следует снова вернуться к тому, что в современной Москве очень часто авто скорее обременительно, чем полезно. Война с гаражами и нелегальными стоянками вносит свою лепту: места для стоянки или дорожают, или сокращаются.
Возможно, властям следует сконцентрировать свои усилия в большей мере на том, чтобы сделать рынок пассажирских перевозок в такси более прозрачным, активнее противодействуя нелегальным таксистам и спекуляциям на кризисных и сложных ситуациях.
Все ведь помнят, что сразу после терактов в аэропорту Москвы ряд водителей поднимали цены даже в десятки раз. Позже звучали заявления, что таких дельцов накажут, однако грозить задним числом и добиваться эффективности одновременно не получится.
Но вернемся к главному: московские таксисты продолжают повышать цены. И вопрос даже следует изменить: важно не то, почему они это делают, а то, насколько велик предел такого повышения в перспективе.