В гражданской авиации занято 10-15% специалистов, которые при этом осуществляют трудовую деятельность в деловом сегменте авиации. К сожалению, нельзя сказать, что в России сегодня имеется налаженная система начального образования в области авиации, которая могла бы позволить осуществлять подготовку персонала в соответствии со стандартами ICAO.
На сегодняшний день отмечается наличие острого дефицита в профессиональных кадрах для административного персонала. Бизнес–авиация страдает от нехватки кадров, таких как специалистов планово-диспетчерских служб, менеджеров по продажам перевозок, флайт-менеджеров, а также представителей авиакомпаний.
Подготовкой специалистов вышеперечисленных направлений занимаются несколько учебных центров, которые пока не обеспечивают полностью всех особенностей работы в бизнес-авиации. Поэтому качественная подготовка специалистов в этой области учебными центрами обеспечивается не на достаточном уровне.
Появление и развитие на рынке бизнес-авиации повлекло за собой необходимость подготовки нового персонала, либо перекупке чужих уже подготовленных кадров. Тем не менее, ротация кадров в рамках узкого сегмента бизнес-авиации – это очень трудоемкий вариант, а обучение – это затратный способ, а также долгий по времени, в отличие от перестановки кадров.
Личностный портрет персонала, осуществляющего работу в бизнес-авиации, отличается по своим особенностям и профессиональному уровню, поэтому поиск специалистов затруднен. Личные качества, а также физическая подготовка персонала также имеет большое значение. Среди особых характеристик личности, которыми должен обладать претендент на определенную должность в сегменте бизнес-авиации – это коммуникабельность, умение работать с VIP-клиентом, стрессоустойчивость, а также готовность работать круглые сутки.
Очень важно умение таких специалистов правильно и грамотно организовать свой процесс трудовой деятельности. Готовность выполнять очень большой круг обязанностей, подготовка которых зачастую может превышать уровень подготовки простого управленца или администратора.
Отдельно стоящей темой встает вопрос об изучении английского языка, его стандартов, а с известные требования ICAO, нехватка кадров в данном направлении стала еще острей. Прием на работу флайт-менеджеров, представителей по работе с клиентами, менеджеров по продажам, обладающих профессиональными знаниями английского языка является актуальным в настоящий момент для сектора бизнес-авиации.
В России открыты специальные центры, занимающиеся обучением английскому языку, которые, к сожалению, не осуществляют работу на основании лицензий и сертификатов. Кроме того, стандартом ICAO предусмотрена единая методика проведения процесса обучения, а также требования к прохождению сертификации учебными заведениями, осуществляющими подготовку авиационного персонала в соответствии с нормами ICAO.
Это должно подвергаться жесткому контролю со стороны государственных органов. Интересы бизнес-авиации должны сочетаться с государственными. А государственная прерогатива, в свою очередь, не должна быть реализована без участия бизнес-центров, относящихся к авиации, что поможет избежать дефицита кадров.