Динамика продаж автомобилей различных производителей на российском рынке постепенно растет, и после длительной стагнации 2010 года, данная отрасль экономики стала постепенно реабилитироваться. Между тем выдвигаемые инвестиционные планы со стороны разных концернов, а также увеличение объема продаж в РФ заставляет пересмотреть проводимую маркетинговую политику.
Важный вопрос дифференцирования цен на автомобили, зависимо от региона, не является новостью, поскольку данная продукция считается сильно дифференцированной, и это обычное явление. Однако принципы распределения стоимости по регионам весьма специфичны.
Дифференциация цен по регионам, прежде всего, учитывает географический фактор и отдаленность от производств и пунктов поставок моделей разных производителей. К примеру, жителям Московской, Ростовской области, Краснодарского края и др. окажется более выгодной покупка автомобилей европейской сборки.
Это Peugeot, Citroen, VW и др., поскольку привоз их из Европы до Москвы окажется дешевле, нежели доставка в Хараборвск. Даже тот же Форд Рейнджер в Москве будет стоить дешевле, чем на Алтае. Между тем, жителям Иркутской области, Хабаровского и Амурского края выгоднее приобретать представителей китайского, японского и корейского автопрома.
Теоретически стратегия ценового дифференцирования предполагает следование лозунгу «дойти до каждого», что способно ознаменоваться огромным рыночным потенциалом. Более того, данная политика способна усилить конкурентоспособность различных марок, не ущемляя производителей бюджетных моделей.
Однако географический принцип является не единственным условием грамотного дифференцирования. В числе базисных элементов могут также выступать дискриминационные цены, принимающие ступенчатый вид, зависимо от разницы в производственных издержках при выпуске конкретного товара. К примеру, различие затрат на транспорт важно, если составляет значительную долю издержек, добегающую, по крайней мере, до 1% от среднестатистической стоимости провоза конкретной партии автомобилей.
Касательно продукции, выпускаемой отечественным автопромом, то на нее дифференцированные цены мало буду отличаться друг от друга в разных регионах. Конечно, фактор удаленности города от предприятий сыграет некоторую роль на ценообразование, однако различия не будут составлять больше 2-3%.
Это обусловлено бессмысленностью данного мероприятия ввиду масштабной государственной направленности позиционировать отечественные автомобили, как самые доступные. Поэтому их покупка должна быть одинаково выгодной для всех жителей России.
Наряду с этим действует множество льготных программ – кредитование с погашением 2/3 доли процентов государством, предоставление скидочных сертификатов на покупку новой машины при сдаче старой на утилизацию и др.
Все эти предложения существенно сглаживают ценовую разницу, определяемую дифференцированием. Поэтому можно однозначно сказать, что федеральные автодилеры применяют данную политику скорее для иностранного автопрома, и в целом, она приносит ожидаемые результаты.