Сегодня со стороны Дмитрия Медведева прозвучали недвусмысленные слова о том, что с 13 мая Украина больше не получит газа без предоплаты, как это и предусмотрено в таких случаях действующим контрактом. Заявление такого рода было анонсировано заранее, а украинские события не давали повода сомневаться в подобном повороте.
Впрочем, формально объявленное ?Газпромом? решение еще не может считаться окончательным, ведь для Киева существует путь рассмотрения споров в международном арбитраже.
В свою очередь, Киев неоднократно подчеркивал, что цена на газ от ?Газпрома? - величина исключительно политическая, а такой подход неприемлем для хозяйственных отношений двух субъектов. ? платить украинская сторона тоже не отказывается: она отказывается признавать новые цены.
В газовых вопросах политику отделить от экономику нереально, да еще и на фоне обострившихся взаимоотношений между Киевом и Москвой. Обыватель не сможет правильно оценить происходящий спор о ценах или условиях предоплаты хотя бы в силу того, что договор между странами никогда не становился полностью доступным для изучения всех желающих. К тому же ряд моментов вполне могут быть оспорены, но в чью сторону ? неизвестно.
Для России формально перевести на предоплату украинскую сторону очень и очень выгодно, но по факту можно лишиться наиболее масштабного клиента, на территории которого еще и остаются газовые хранилища.
Чем ответит Киев, если суд, к примеру, затянется? Сумеет получить реверс через Европу? Договориться ли со своими предприятиями, рискующими остановить производство? А суд наверняка будет продолжительным.
Ситуация с принуждением Киева перейти на предоплату похожа на встречную гонку двух автомобилей по принципу ?пусть оппонент свернет первым?. Элемент для торга остается у обеих сторон: можно согласиться на предоплату по прежней цене, а можно вернуться к оплате по факту при условии срочного погашения набежавшего долга. ? это только те варианты, которые лежат навскидку у обоих игроков.
Переводом Украины на предоплату России повышает европейские ставки в газовой игре: если Киев лишится газовых контрактов, то сворачивание транзита газа почти неизбежно. Кто проиграет больше: Россия или Европа?
Сложный вопрос, ведь важнее и то, кому придется терять больше. Ставки Кремля слишком высоки, поэтому повысить их еще сильнее ? не так и страшно, а вот Европа до последнего пытается отделаться формальными шагами и потерями в существующем противостоянии.
Думая, что вопрос упирается только в предоплату, можно совершить главную ошибку в понимании картины. Предоплата ? это инструмент, предусмотренный контрактом и способный создать проблемы украинской стороне, если та проявит жесткость в переговорах. До этого именно Киев мог ?давить временем?, однако предоплата относительно выравнивает шансы ? ждать становится критически трудно всем.
Почти наверняка можно утверждать, что как минимум один раз дата перехода на полную предоплату может быть перенесена даже на первые дни июня ? процесс переговоров почти наверняка подобное предусматривает. Но угадать итоги не сможет сегодня ни Киев, ни Москва, ни ?Газпром?, ни любые посредники.