
Железные дороги были одним из ключевых видов пассажирских и грузовых перевозок с середины 19 века и продолжают играть важную роль сегодня. Несмотря на то, что технологии меняются, а автомобильная, воздушная и портовая инфраструктура способны обслуживать все большее количество транспортных средств, перевозка жд транспортом по-прежнему играет очень важную роль в мировой экономике.
В этой статье мы рассмотрим ключевые преимущества железнодорожного транспорта, сосредоточив внимание на его видах, его влиянии на национальную экономику и роли железнодорожного транспорта во все более популярных интермодальных перевозках. Приятного чтения!
Что такое железнодорожный транспорт?
Лучший способ начать текст о преимуществах железных дорог — начать с того, что представляет собой этот вид транспорта. Железнодорожный транспорт является одним из двух основных видов внутреннего транспорта наряду с автомобильными грузоперевозками. Традиционное деление проходит по оси пассажиро-грузовые. В обоих случаях перевозки осуществляются с использованием подвижного состава, состоящего из локомотивов и вагонов, приспособленных для перевозки людей или грузов.
Для эффективного железнодорожного транспорта также требуется соответствующая инфраструктура. Сюда входят не только пути и тяговые элементы, но и все виды зданий, сооружений и технического оборудования, находящихся в ведении различных государственных и частных железнодорожных компаний и операторов.
Виды железнодорожного транспорта
Простое деление на пассажирские и грузовые перевозки — это, конечно, не все, что нужно знать о видах железнодорожного транспорта. Что касается грузовых перевозок, которые являются основным вопросом, рассматриваемым в данной статье, необходимо проводить различие между:
- полная загрузка вагона,
- контейнерный транспорт,
- сборный транспорт.
Перевозка полных вагонов
Первый вид железнодорожного транспорта, часто называемый обычным, предполагает перевозку грузов навалом, в специальных грузовых вагонах, цистернах или цистернах. Что перевозит полный вагон? Чаще всего он используется для перевозки сыпучих и жидких материалов, таких как уголь, сталь, зерно, топливо и жидкости, руды и химические продукты.
Сколько груза может вместить стандартный грузовой вагон? Его вместимость составляет 100 м3, что позволяет перевозить от 50 до 60 тонн, что более чем в два раза больше, чем может перевозить грузовик.
Контейнерные перевозки
Второй вид железнодорожных перевозок — контейнерные перевозки, которые осуществляются не вагонами, а контейнерами, размещенными на открытых платформах. Выбор данного типа погрузочной единицы обусловлен тем, что ее можно перевозить по всему маршруту разными видами транспорта, например, поезд, грузовик и корабль. Этот тип транспорта стал известен как интермодальный транспорт, который будет объяснен позже в этом тексте.
Сборные перевозки
Последней категорией железнодорожного транспорта, о которой следует упомянуть, являются сборные перевозки, которые используются для перевозки небольших по объему грузов. Небольшие партии перевозятся коллективно между железнодорожными терминалами, что намного экономичнее, чем их перевозка по воздуху, и до двух раз быстрее, чем доставка по морю. Цена на фрахт обычно определяется габаритами и весом груза.
Роль железнодорожных перевозок в интермодальных перевозках
Перевозка контейнеров, т.е. один из видов железнодорожного транспорта, широко используется в интермодальных перевозках, часто называемых комбинированными или мультимодальными перевозками. Этот вид транспортных услуг чрезвычайно эффективен с точки зрения затрат и снижает воздействие автомобильных перевозок на окружающую среду. Интермодальные перевозки предполагают использование различных способов перевозки груза по всему маршруту с использованием только одной погрузочной единицы – контейнера. В результате нет необходимости несколько раз перегружать товар при смене вида транспорта.
Примером интермодальных перевозок с использованием железных дорог является доставка контейнера с товаром в порт морем, а затем поездом до склада в центре страны. Оттуда груз доставляется на грузовике до конечного пункта сбора. На всем маршруте используется один и тот же загруженный контейнер, что значительно сокращает время и стоимость услуги.