Темпы сокращения спроса в оптовой торговле начали заметно сокращаться. Так, если в период с февраля по март 2010 года они составляли 22%, то с мая по июня уменьшились до 3,5%. Большинство оптовых торговцев предпочитают компенсировать дороговизну кредитов, повышая цены на товар и перекладывая таким образом встающие перед ними финансовые трудности на конечного покупателя.
Тенденция повышения цен стала обычной. В ряде стран повышение цен наблюдается во всех отраслях, даже в тех, которых мало коснулся финансовый кризис: поднимая цену «за компанию», некоторые оптовики получают огромные прибыли.
Специалисты-аналитики провел исследование хозяйственной деятельности 2500 предприятий, занимающихся оптовой торговлей, и сделали вывод, что со второго квартала текущего года в оптовой торговле период спада сменился периодом постепенного восстановления. Этот тезис экспертов подтверждается повышением уровня торговой активности, а также замедлением темпов падения спроса на продукцию. Если в первом квартале года спрос упал примерно на 23%, то уже во втором квартале этот показатель был равен всего 3%. Конечно, это не значит, что оптовые торговцы могут облегченно вздохнуть – они все еще ожидают продолжения последствий кризиса. Однако несомненно одно: дела пошли на лад.
Описанное выше замедление снижения спроса характерно почти для всех видов товаров, но оптовики все же не спешат снижать цены. Неважно, какой вид продукции – гречневая крупа, стройматериалы или футболки оптом – рост цен в очередной раз оказался неизбежным спутником кризиса, и возврата к прежнему уровню цен пока никто не предвидит. Правда, внутри самой сферы оптовой торговли дела идут далеко не равномерно: улучшение ситуации прежде всего почувствовали предприятия по оптовой реализации товаров первой необходимости, промышленных материалов и оборудования, а также оптовиков в сфере автомобильных деталей и средств.
Причиной улучшения ситуации на оптовом рынке многие эксперты считают тот факт, что крупные корпорации прибегли к так называемому антикризисному управлению, появившемуся на свет сравнительно недавно в результате реформирования российской экономики и возникновения большого количества предприятий, постоянно балансирующих на грани банкротства. Кратко говоря, антикризисное управление представляет собой особую систему мер, выработанных современным менеджментом, направленную на преодоление конкретных сиюминутных трудностей программы, с одной стороны, и занимающуюся разработкой стратегии поведения на рынке, с другой.
Однако, следует заметить, что структура потребления, а с ней и структура торговли с докризисных времен заметно изменились. Специалисты утверждают, что возврат к докризисной торговой деятельности в обозримом будущем не представляется возможным. Стойкое предпочтение товаров первой необходимости, желание сэкономить и все более частое обращение к ремонту (в отличие от покупки нового товара, как это было привычно до кризиса) определяют поведение покупателя, и эти факторы еще долго будут определять развитие ситуации на рынке оптовой торговли.