День ото дня растет популярность коммерческих тендеров. Они становятся все более востребованными у многочисленных форм отечественного предпринимательского сектора. Любопытно, что из 2-3 миллионов коммерческих организаций, принимающих участие в тендерах, четверть – представители малой и средней форм бизнеса.
Для компаний, желающих принять участие в тендерных торгах государственного сектора, чрезвычайно актуальной оказывается потребность в полной и своевременной информации об их назначении, времени и условиях проведения.
Для того чтобы удовлетворить эту потребность государственные органы реализуют отдельные программы, направленные на информирование бизнеса о проведении тендерных торгов. Не последнюю роль в этом процессе играют и современные технологии.
Создание специализированных целевых порталов превратилось в насущную необходимость. Еще одним подспорьем в осуществлении масштабной тендерной программы в области госзакупок является консультационное и юридическое сопровождение бизнеса: найти тендер, необходимый именно вам, и обеспечить победу в конкурсе – это задача вполне по силам, специально ориентированному в этом направлении, коммерческому сервису.
Как одна из лучших организационных форм конкуренции, тендеры ежегодно привлекают огромное число компаний самой разнообразной направленности: проектные работы, бытовые услуги, строительство, реализация и сбыт – все это охвачено тендерной схемой отбора исполнителя.
Однако существуют некоторые, и весьма значительные, отличия между государственной и коммерческой формами тендеров. В связи с привлечением тендеров в сферу госзакупок, в последней произошли принципиальные изменения.
Само решение об использовании тендерных принципов в этой области было принято на основании анализа общемировой практики такого рода. Необходимость тщательного контроля над проведением тендеров на государственные закупки вызвана тем фактом, что при этом расходуются бюджетные средства.
Требуется максимальная прозрачность в отношениях между госаппаратом и выигравшими тендер поставщиками. Особенно это касается механизмов перераспределения бюджетных средств. Сегодняшняя практика показывает, что указанные условия соблюдаются не всегда и далеко не полностью.
Тем не менее, тендерный принцип осуществления госзакупок признан наиболее перспективным. В том числе из-за возможности осуществления полноценного контроля над деятельностью чиновников и пресечения попыток превышения ими своих полномочий, т.е. коррупционного сговора.
На сегодняшний день определена процедура, согласно которой в контролирующие органы предоставляется отчет, с пояснениями относительно причин выбора того или иного поставщика. Необходимость создания конкурентной среды ощущается не только как чисто коммерческая потребность, но и как средство улучшения состояния дел в секторе государственных закупок.
Пока что конкурсный подход реализован лишь для закупок определенных групп товаров. К ним относятся, в частности, продукция высоких технологий. Весьма перспективным направлением считается организация тендерного аутсорсинга, при котором крупные игроки открывают канал для более мелких.