
Краудфандинг - это практика финансирования проекта путем сбора небольших сумм денег от большого количества участников, обычно через Интернет. Этот сравнительно новый механизм привлечения капитала в проекты начал набирать популярность во время финансового кризиса 2008-2009 годов, что явилось следствием усложнения привлечения средств традиционными методами, в первую очередь из-за сокращения доступа к заемному капиталу для малого бизнеса.
На данный момент в мире существует более 600 платформ для краудфандинга, а общий объем средств, собранных через них, согласно Crowdfunding Industry Report, оценивается в 35 миллиардов долларов США.
В России на крупнейшей краудфандинговой платформе Planeta.ru собрано более 800 миллионов рублей. Перспективы развития российского рынка подкрепляются высокими темпами развития финансовых технологий, необходимостью поиска дополнительных источников финансирования для малых и средних предприятий и негосударственных организаций, а также повышением социальной активности граждан. Крауд-технологии также являются направлением рынка FinNet в Национальной технологической инициативе (НТИ), которая призвана стать одним из основных инструментов реализации Стратегии научно-технического развития (НТР).
Более того, в 2016 году ЦБ впервые провел мониторинг рынка краудфандинга и наметил дальнейшие шаги по взаимодействию с крауд-платформами. Одно из направлений - развитие регулирования краудфандинга. Сейчас есть два юридических проекта, представленных ЦБ и Минэкономразвития РФ. Необходимо отметить, что, хотя на российском рынке краудфандинга есть два лидера, все же появляются новые платформы, охватывающие некоторые специфические области краудфандинга, такие как как природа, благотворительность, книги и технологии. Все вышесказанное свидетельствует о растущем спросе на данные и исследования по российскому краудфандингу.
Мы представляем эмпирическое исследование, проведенное в России на основе данных, собранных из открытых источников. Наконец, мы обсуждаем результаты и делаем некоторые выводы для исследований и практики.
Майкл Салливан, основатель Fundavlog, впервые использовал слово «краудфандинг» для описания сути платформы в 2006 году, но до сих пор нет единого подхода для определения этого явления или даже регулируемого написания этого слова. В данной статье используется наиболее распространенное написание «краудфандинг». Обзор литературы по этому вопросу дает множество определений краудфандинга, хотя обычно он связан со сбором денег у большого количества людей для конкретных целей, главным образом через Интернет-платформы.
Анализ современного состояния исследований свидетельствует о растущем интересе российских и зарубежных ученых к краудфандингу. Первая публикация по теме в Scopus появилась в 2010 году, а в 2016 году их было 167 публикаций. Наиболее выдающимися международными исследователями в этой области являются Бретшнайдер, У., Чжэн, Х., Берч, Г., Гербер, Э.М., Леймейстер, Дж. М. Российские исследователи также интересуются различными аспектами краудфандинга.
Некоторые из них рассматривают краудфандинг как перспективный инструмент для развития стартапов. (Профатилов Д.А., Быкова О.Н., Ольховская М.О., 2015). Соколов (2015) обращает внимание на возможности краудфандинга для политической деятельности. Характеристики краудфандинговых платформ как многосторонних являются основным направлением работ Яблонского С. (2016; 2018). Балыхин М.Г. и Генералова А.В. исследуют применение краудфандинга для научных проектов. Подводя итог, можно сказать, что основные направления исследований по этой теме включают:
- описание краудфандинга как нового способа привлечения финансирования;
- изучение различных аспектов мотивации инвесторов;
- сравнение моделей краудфандинга;
- характеристика различных категорий краудфандинга с точки зрения сбора средств;
Проведенный анализ позволил выделить следующие малоизученные направления:
• количественный анализ рынка отрасли России;
• выявление российских отличительных черт краудфандинга;
• изучение влияния институциональных факторов на развитие крауд-индустрии;
• сравнительный анализ законодательной базы в разных странах и ее влияние на развитие крауд-индустрии.
Кроме того, следует отметить, что большинство русскоязычных научных публикаций носит описательный характер, поэтому особенности краудфандинга в России и соседних странах остаются неизученными, что отпугивает как регуляторы, так и краудхостинговые платформы, а также потенциальных пользователей, авторов проектов. и их инвесторы. Наборы данных, накапливаемые национальными крауд-платформами, остаются неанализованными, поэтому участники рынка вынуждены действовать неопределенно, что снижает их эффективность и, как следствие, процент успешных проектов.
Основная цель этого исследования - обеспечить надежный анализ российского краудфандинга, агрегирование данных с двух основных краудфандинговых платформ, их структурирование по категориям и ранжирование категорий по количеству проектов, собранным средствам, количеству спонсоров и степени успеха. крупнейшие российские краудфандинговые площадки: Planeta.ru и Boomstarter.ru. Среди множества российских краудфандинговых платформ, некоторые из которых являются нишевыми, некоторые находятся в стадии разработки, а некоторые просто не очень популярны, эти две являются самыми крупными.
Можно сказать, что Planeta.ru и Boomstarter создали этот рынок в России и все еще определяют, как будет выглядеть краудфандинг в России. Для сравнения, Kickstarter заявляет о более 140 000 успешно профинансированных проектов и более 3,566 миллионов долларов в общей сумме.
Мы собрали 9 179 проектов с обеих платформ, которые поддержали 386 617 человек. Общие цели этих проектов составляли 4,481 миллиона рублей, но им удалось выручить только 650 миллионов рублей. Объяснить это можно большим количеством проектов, которые официально взлетели, но не собрали ни рубля, и множеством проектов, ставящих нереальные цели.
Средний проект профинансирован на 70,801 рубль, а средний размер пожертвования - 1,681 рубль. Разница между средней суммой финансирования на проект и средней целью объясняется нереалистичными ожиданиями многих основателей проекта и отсутствием дисциплины в работе по достижению целей.
Проанализированные показатели успешности проектов. Около 16% всех проектов так и не получили ни одного залога, но это соответствует мировой практике, например, для Kickstarter этот показатель составляет 14%. В то же время только 27% проектов получили более 25% от первоначальной цели, что ужасно мало по сравнению с 78% проектов на Kickstarter, которые достигли более 20% от первоначальной цели.
Самая большая категория по количеству проектов - это публикации, за которыми следуют видео, общество, музыка и технологии. Самыми популярными категориями по количеству запущенных проектов на Kickstarter являются Film & Video, Publishing, Games, Technology и Design, что показывает некоторое сходство, но количество проектов Kickstarter в категории Publishing, например, составляет 41 271, что больше, чем В 30 раз больше.
Категории по общей сумме привлеченных средств
Лидирующей категорией по общей сумме собранных средств является музыка, за ней следуют видео, общество, издательское дело и технологии. Три наиболее финансируемых категории - «Музыка», «Видео» и «Общество» вместе утверждают, что получили более 44% от общей суммы взносов. Самыми высокими в среднем финансируемыми категориями являются театр и музыка.
Категории по количеству поддержавших
Самая популярная категория с точки зрения количества спонсоров - это музыка, за ней следуют видео, общество, издательское дело и технологии. Категория «Музыка» также оказывается наиболее поддерживаемой средним числом спонсоров проекта. Наименее поддерживаемая категория Fashion и наименьшее количество спонсоров, и среднее, что дает нам представление о том, что эта категория не пользуется популярностью не только среди основателей проектов, но и среди потенциальных спонсоров. Ведущими категориями по среднему количеству спонсоров являются Музыка (90) и Искусство (69).
Категории по успешности
Некоторые краудфандинговые платформы определяют успешные проекты как те, которые профинансировали 100% и более, некоторые удовлетворены на 50%. Мы измерили успех в категории как процент проектов, которые профинансировали более 50% объявленной цели. Наиболее успешной категорией является театр, за ней следуют музыка, фотография, общество и издательское дело. Внезапно две наименее популярные категории как по количеству проектов, так и по финансируемым суммам, а также по количеству спонсоров, общему и среднему, оказываются наиболее успешными.
Подводя итоги
В России, как и во всем мире, краудфандинг более развит в творческих отраслях, таких как видео, музыка, издательское дело и технологии. В то же время есть особенность: одна из самых популярных категорий краудфандинга в России - Общество, связанное с благотворительностью и социальными инициативами. Мы предполагаем, что это связано с отсутствием госфинансирования в этом сегменте и недостаточной поддержкой со стороны бизнеса.
Другой результат этого исследования заключается в том, что самые большие категории с точки зрения количества проектов не обязательно являются последовательными: иногда люди более охотно поддерживают нишевые категории, такие как театр и фотография, эти категории показывают более высокий процент финансируемых проектов, чем видео. «Неожиданно» - категория «Игры», популярная как на Kickstarter, так и на Indiegogo, в России не пользуется ни популярностью, ни преемственностью.
Таким образом, мы приходим к выводу, что во многих случаях россияне разделяют общие вкусы в финансировании проектов в отношении некоторых уникальных особенностей. Для дальнейшего исследования мы хотели бы рассмотреть анализ успешных проектов, особенно факторов и условий, которые могут увеличить финансирование проекта.