Буквально еще лет пятнадцать назад слово «франчайзинг» у российского жителя вызывало недоумение и удивление. Эго смысл был неясен и размыт. Сегодня франчайзинг для российских бизнесменов стал прибыльным делом, популярность которого постоянно растет. Так что такое франчайзинг и «с чем его едят»?
Франчайзинг простонародным языком переводится как аренда товарного знака или право пользования коммерческим обозначением. В этих отношениях участвуют две стороны – франчайзер и франчайзи. Первый предоставляет второму право пользования, подкрепленное договором, где указаны все условия сотрудничества.
Схема открытая и очень простая: франчайзер за выдачу разрешения на право пользования получает прибыль от франчайзи. Последний при оформлении договора выплачивает взнос за вступление в систему. Франчайзи предоставляет франчайзеру полную схему своей системы ведения бизнеса.
Основателем франчайзинга был Зингер, который был родоначальником обслуживания и ремонта швейных машин «Singer». Он первым в мире придумал процесс передачи права посторонним компаниям осуществлять продажу и ремонт швейных машинок, которыми раньше занимался сам. Выгода была очевидна – фирма приобрела мировую известность, ее основатель получал хорошую ежемесячную прибыль, росла конкурентоспособность его организации на мировой арене.
На сегодняшний день мы можем наблюдать франчайзинг в Росси практически всюду: это и автозаправки «Лукойл», «ТНК», магазины обуви «Эконика», компьютерная программа «1С», фирмы: «Модный трикотаж», «Русское бистро», «Синий кристалл», «Ростикс», «Золотой цыпленок», «Русская трапеза», «Макдональдс», «Макдоналдс», «KFC», «Баскин-Роббинс».
Кроме передачи прав, происходит передача основы корпоративного стиля, рецептуры ведения бизнеса и технологий, налаживается поставка необходимых для организации комплектующих изделий и всех расходных материалов. Многие российские крупные компании использовали франчайзинг как собственную форму ведения бизнеса. Примером могут стать такие отечественные компании, как: «Пятёрочка», «Копейка», «Крошка-картошка»
Для российских бизнесменов франчайзинг привлекателен и тем, что компания- правораспорядитель консультирует своего франчайзи по разным вопросам организации бизнеса, предоставляет массу льгот: закупочные скидки, полное обучение персонала организации и проведение дополнительных профессиональных тренингов, предоставление дополнительных льгот и онлайн-консультации в любое время суток.
По прогнозам специалистов, франчайзинговые договора в середине нынешнего столетия станут основой российской экономики, так как купить франшизу просто и выгодно.
Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем, каждое второе предприятие будет работать на основе договоров франчайзинга, ведь это выверенные технологии, твердые и проверенные временем бренды и стиль, который несомненно принесет прибыль.За франчайзингом – будущее. Тенденция галопирующей экспансии мирового франчайзинга в разные страны мира объясняется глобализацией мировой экономики и тесным международным сотрудничеством.