В условиях очередного финансово-экономического кризиса участие в тендерах выступает одним из самых реальных вариантов получения заказа. Особенно большой интерес у поставщиков всегда вызывают госзакупки. Это объясняется двумя причинами.
Во-первых, финансирование из бюджетов различного уровня в большинстве случаев намного надежнее, чем у коммерческих заказчиков. Во-вторых, количество госзакупок в формате конкурентных тендеров с каждым годом увеличивается, так как это является обязательным требованием Федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ.
Особенности отечественной системы тендеров
Сформированную в последние годы национальную систему тендеров можно с некоторой условностью разделить на две большие части. Первая из них представляет собой госзакупки, которые проводятся по уже упомянутым выше Федеральным законам:
-
№44-ФЗ. Этот нормативный акт устанавливает правила осуществление закупок для нужд государственных и муниципальных органов власти, а также многочисленных бюджетных учреждений в области медицины, образования и т.д. Особенностью подобных тендеров выступает их организация на 6 допущенных к торгам ЭТП. Это заметно упрощает процедуру поиска интересующей поставщика закупки;
-
№223-ФЗ. Указанный Федеральный закон регулирует правила осуществления закупок компаниями и корпорациями с заметным государственным участием. В числе подобных заказчиков такие заметные даже в масштабах всей страны организации как РЖД, Газпром, Сбербанк и т.д. Этот вид госзакупок проводится на нескольких десятках ЭТП, что делает поиск подходящего тендера на услуги, поставку товара или работы непростой задачей.
Вторая часть отечественной системы тендеров состоит из многочисленных коммерческих закупок. Правила их проведения не регламентируются федеральным законодательством настолько жестко как госзакупки. Тем не менее, в большинстве случаев при составлении тендерной документации за основу берутся требования №44-ФЗ.
Коммерческие закупки проводятся на нескольких сотнях электронных площадок. Очевидно, что поиск подходящего тендера в подобной ситуации становится крайне серьезной проблемой. Не удивительно, что настолько широкое распространение сегодня получили услуги тендерного сопровождения, предоставляемые специализированными организациями.
Критерии для поиска тендера
Прежде чем приступить к выбору наиболее эффективного и подходящего для поставщика способа поиска тендера, необходимо сформулировать его критерии. В число ключевых параметров, влияющих на интерес со стороны потенциального участника, входят:
-
предмет закупки (товар, работа или услуга);
-
вид тендера (госзакупка по одному из ФЗ, коммерческий тендер);
-
источник финансирования (уровень бюджета при госзакупках, собственные средства заказчика при коммерческих торгах);
-
стартовая цена;
-
дата проведения торгов и время, оставшееся на подготовку заявки;
-
необходимость предоставления и величина обеспечения заявки и обязательств по контракту;
-
наличие требований к опыту поставщика и т.д.
Варианты поиска тендера
На практике поиск тендеров обычно происходит по одной из трех схем, каждая из которых имеет свои особенности.
Самостоятельный поиск
Этот вариант сложно назвать эффективным. Относительно высокую отдачу он может дать только при желании поставщика участвовать в госзакупках по №44-ФЗ. Это объясняется тем, что найти информацию об этом виде тендеров достаточно просто.
Необходимо воспользоваться официальным порталом Е?С Госзакупки или сайтами 6 допущенных к торгам ЭТП. Поиск закупок по №223-ФЗ и, тем более, коммерческих тендеров без привлечения квалифицированных специалистов мало эффективен.
Приглашение специалиста
Наличие в штате или на условиях фриланса специалиста по закупкам позволяет заметно повысить эффективность поиска подходящего для поставщика тендера. Однако, этот вариант имеет ряд недостатков:
-
необходимость серьезных расходов на услуги профессионала, а при принятии его в штат - еще и затрат на оборудование рабочего места;
-
сложность с постоянной загрузкой специалиста;
-
отсутствие ответственности за эффективность работы и наличие конечного результата.
Обращение в аутсорсинговую компанию
Перечисленные недостатки отсутствуют при выборе третьего варианта решения рассматриваемой проблемы. Он состоит в заключении договора на тендерное сопровождение со специализированной организацией.
При грамотном подборе компании для сотрудничества такой подход гарантирует как его высокую эффективность, так и разумный уровень расходов. Важно отметить, что в подобной ситуации у поставщика имеется возможность привлекать такое количество специалистов нужной квалификации и профиля, которое необходимо для поиска тендера, а затем подготовки заявки на участие в нем.