При продаже готового бизнеса нужно выполнить ряд шагов:
1) Определить рыночную стоимость бизнеса;
2) Осуществить предпродажную подготовку;
3) Найти покупателя и совершить сделку.
Продажа бизнеса имеет свой алгоритм и ряд нюансов. От правильно выбранных действий зависит насколько быстро и успешно произойдет продажа.
Оценка стоимости бизнеса
Оценка стоимости бизнеса имеет два нюанса. Следует правильно определить рыночную цену бизнеса и аргументировать обозначенную цифру покупателю. Может произойти так, что вы слишком занизите стоимость своего дела и в итоге получите меньше чем можете. А если наоборот завысите потенциальные покупатели могут не обратить внимание на ваше предложение о покупке и в результате о вас может сложиться негативное мнение, а вы сами просто будете терять время.
Второй нюанс – это иметь четкую аргументацию во время обсуждения продажи бизнеса с покупателем. Лучше, чтобы оценку недвижимости провела независимая оценочная компания. Это добавит доверия у потенциального покупателя.
Предпродажная подготовка
Следующий нюанс это предпродажная подготовка. Продажа бизнеса предполагает, что его следует привести в надлежащий товарный вид. В глазах потенциальных покупателей не подготовленный к продаже бизнес имеет не слишком высокую стоимость, или же его цена - это всего лишь стоимость имущества. Предприятие должно быть с ясными и чистыми показателями как по бухгалтерской отчетности так и по налоговой.
После того как товар был приведен в надлежащее состояние нужна письменная характеристика, которая сможет заинтересовать купить ваш бизнес. В связи с этим готовится описание бизнеса. Без нее продажа бизнеса скорее всего потерпит неудачу, так как вы будете тратить огромное количество времени с покупателями и все им объяснять лично и подтверждать каждое слово, а с помощью письменной характеристики вы будете иметь контакт именно с теми у кого сохранился интерес к вашей компании.
Также одним из важных нюансов при продажи бизнеса это поиск покупателя. Поэтому следует обратиться к специализированным доскам объявлений через интернет, в таких разделах как "Продажа бизнеса", "Продажа предприятия".
Но и здесь существует нюанс – конфиденциальность. Если через ваше объявление можно узнать местоположение готового бизнеса или название это приведет к тому, что о возможной продаже узнают подрядчики, персонал, клиенты, а это в свою очередь влечет нервозность как внутри сотрудников фирмы, так и в кругу ваших партнеров.
Согласование сделки
Согласование сделки ведет к заключению договора купли-продажи. В этом договоре все нюансы; от осуществления процедуры проверки и передачи прав и денежных расчетов.
Данный договор следует заключать в свободной форме и подписывается заинтересованными лицами. Для него не требуется нотариального заверения и государственной регистрации.
В договоре указываются обязанности сторон: как и когда будет проведена владельцев, сроки инвентаризации имущества, условия передачи нематериальных активов и т.д., вплоть до даты и места передачи ключей от компании.