Если необходимо узнать величину доли в бизнесе или рассчитать стоимость самого бизнеса или предприятия, тогда проводят
оценку бизнеса. Причины этого могут быть разные, но любой руководитель когда-нибудь задается вопросом ее проведения. Оценка бизнеса отражает результат его деятельности. ? уже зная глубокую оценку можно решить ? покупать или продавать права собственника.
Как понимать оценку бизнеса? Если рассматривать бизнес как совокупность долей, то
Чтобы провести оценку бизнеса, необходимо решить следующие задачи:
? Оценить весь пакет акций предприятия. Задача, показывающая полную стоимость бизнеса или самого большого пакета акций.
? Оценка одной акции в составе всего миноритарного пакета.
? Оценка активов предприятия, куда входят здания, сети, сооружения, коммуникации, транспорт, участки земли и оборудование. Анализируются денежные потоки компании.
? Оценка котирующихся акций на рынке. Случай частный, где анализируются котировки, состояние рынка, определяется ставка дисконта.
Если рассматривать бизнес, как товар, то смотрят на такие факторы:
? Бизнес ? товар инвестиционный, т.к. предприниматель заинтересован в возврате и покрытии вложенных средств. Время различает расходы и полученные доходы. Предполагаемая прибыль неизвестна и при оценке является вероятной величиной, поэтому необходимо учесть случаи неудачи вложенных инвестиций. Время определяет инвестиционную привлекательность. Полеченные инвестором доходы ? это рыночная стоимость.
? Бизнес на рынке может быть полностью реализован, а может только какая-то его часть. ? тогда товаром называют не весь бизнес, какую-то его составляющую. Производится оценка отдельных активов.
? Внутри бизнеса и вокруг него происходят постоянные изменения, и соответственно есть изменения в инвестициях, доходности и необходимости бизнеса. Т. к. государственная экономика непостоянна и нестабильна, то и бизнес неустойчив, а это в свою очередь приводит к такой же ситуации на рынке и в отрасли. Бизнес надо постоянно квалифицированно регулировать.
? Влияние бизнеса на рынок и отрасль изменяет государственную экономику. Надо, чтобы государство также регулировало бизнес, например, участвовало в регулировании цен, особенно если в капитале предприятия доля государства.
Когда нужна и что дает оценка бизнеса?
- Управление компанией требует большей эффективности;
- Необходимо принять важное решение в плане инвестирования;
- Разработать надежный бизнес-план предприятия;
- Необходимо провести реструктуризацию (ликвидировать, поглотить, выделить, объединить);
- Чтобы узнать настоящую на данный момент цену предприятия для продажи, покупки или один из участник решил выйти из бизнеса;
- Необходимо узнать стоимость ценных бумаг, если собираетесь с ними что-то делать;
- Возможность получения кредита;
- Для страхования имущества надо узнать его стоимость на данный момент;
- Реальное налогообложение компании;
- Если предполагаются вклады в уставной капитал;
- Покупка акций акционеров;
- Если нужно выпустить акции;
- Если бизнес сдается в аренду ? какая ее цена;
- Если суд решил забрать собственность по искусственно низкой цене возмещения;
- Активы необходимо переоценить;
- Планируется развитие компании;
- Продается федеральная и муниципальная стоимость;
- Необходимость услуг нотариуса при оформлении наследства.
Методы и подходы при оценке стоимости бизнеса
Основных подходов при оценки три ? затратный сравнительный и доходный. ? выбираю тот, который даст оценить бизнес максимально точно.
Затратный подход при оценке стоимости бизнеса
Оценивается бизнес в зависимости от сделанных расходов. Баланс активов не определяет рыночную стоимость, поэтому их надо переоценить. ?з полученной величины убирают величину обязательств и получают реальный собственный капитал компании.
Такой подход основывается на существующих активах и подходит для только что открытых предприятий. Однако при данном подходе не учитывается перспектива развития бизнеса.
Применяется метод чистых активов метод ликвидационной стоимости.
Первый метод оценивает разность рыночной стоимости активов и обязательств. Метод хорош, когда невозможно точно вычислить прибыль от бизнеса, но у предприятия надежные материальные и финансовые активы.
Второй метод применяется при наступающем банкротстве. Компания завершает свои операции, распродает активы и погашает долги. Метод оценивает разность стоимости активов и расходов по ликвидации.
Все это дает минимальную оценку бизнеса, т.к. есть временное ограничение, которое уменьшает стоимость активов.
Сравнительный подход при оценке стоимости бизнеса
Сравнивают ваш бизнес с другими аналогичными на данном рынке. ?нформацию для оценки дают фондовые рынки, ранние сделки по активам оцениваемого предприятия, и рынок поглощений.
При таком подходе реальная стоимость показывает результат деятельности предприятия, а цена сделки отражает происходящее на рынке. Однако подход не учитывает будущую стоимость компании, а найти на рынке аналогичное предприятие тяжело из-за недоразвитости фондового рынка.
В сравнительном подходе оценка бизнеса происходит тремя методами: поиск компании аналога, метод сделок и продаж и метод коэффициентов отрасли.
Основа первого метода ? стоимость предприятий-аналогов по акциям, выставленных на рынке. Оценка получается быстрая и правдоподобная. У сравниваемых компаний должны быть примерно равные доходы, персонал, оборот и т.д.
Второй метод анализирует цены, по которым другие компании покупали пакет акций. ? первый и второй методы хороши при получении достаточной информации для анализа.
Третий метод используют, когда ранее рассчитаны и сделан анализ отношения цены реализации бизнеса и его производственных и финансовых показателей. В нашей стране не используется из-за отсутствия необходимой информации.
Доходный подход при оценке стоимости бизнеса
При данном подходе рассчитывают текущую стоимость ожидаемой прибыли, чтобы узнать стоимость бизнеса или его части. Основной фактор ? прибыль и доход бизнеса. Больше доход ? больше стоимость.
Предполагаемый доход считается по имуществу, по будущему развитию, по общеэкономическим факторам, от чего зависит отрасль, по ранним результатам, по срокам получения выгоды и рисков, по цене денег в течении времени. Такой подход хорош, если возможен прогноз доходов.
У этого подхода два основных метода, их и рассмотрим.
Метод капитализации. ?змеряют, на сколько эффективно использовались активы для получения дохода. Метод хорош, когда четко известны будущие доходы, когда они стабильны, положительны, а их рост легко предсказывается.
Метод дисконтированных денежных потоков. Это универсальный метод для оценки бизнеса. Он основан на прогнозе финансовых потоков, которые дисконтируются в течении времени по ставке дисконта, и определяет текущую стоимость предполагаемых доходов. Метод хорош, когда показатель предполагаемого потока отличается в ту или другую сторону от текущего потока, причем предполагаемый положительный.
Ставка дисконта и капитализации зависит от ситуации на рынке. Плюс доходного подхода ? его базирование на будущем доходе, учете рыночного положения по ставке дисконта и на определении рисков инвестиций.