
Международный термоядерный экспериментальный реактор, строящийся на юге Франции, является самой большой научной загадкой в мире и одной из самых больших торговых загадок.
В то время, когда тарифы, ксенофобия и законы об интеллектуальной собственности ограничивают поток материалов, людей и идей через границы, сеть из 35 стран стремится использовать силу, которая заставляет звезды сиять.
«Все они понимают, что не могут сделать это в одиночку», - говорит Бернард Биго, человек, отвечающий за объединение ИТЭР. «Впервые в истории человечества страны, представляющие более половины населения мира и 80% ВВП, работают вместе для достижения общей цели, которая является абсолютно критической».
В отличие от традиционных атомных станций, которые вырабатывают энергию, которая расщепляет атомы внутри реакторов деления, ИТЭР стремится объединить атомы при температуре 150 миллионов градусов по Цельсию, температуре в 10 раз выше, чем у Солнца. Реактор, называемый токамаком, получен из конструкций, впервые испытанных в Советском Союзе.
Лазеры и мощные электромагниты располагаются вокруг переохлажденного контейнера в форме пончика для удержания перегретой плазмы на месте. Цель состоит в том, чтобы сделать процесс достаточно эффективным, чтобы синтез был экономичным, самостоятельным и безопасным.
Биго, доктор химии и физики, который до вступления в ИТЭР возглавлял комиссию по атомной энергии Франции, полагает, что в конечном итоге машина будет содержать в 10 раз больше стали в Эйфелевой башне.
Проект, основанный на сотрудничестве эпохи холодной войны между правительствами Михаила Горбачева и Рональда Рейгана, был включен в договор, подписанный в 2006 году Китаем, Европейским союзом, Индией, Японией, Россией, Южной Кореей и США. Соглашение гарантирует свободный проход материалов реактора и даже распространение интеллектуальной собственности между 35 сторонами. (Швейцария также является членом ИТЭР по соглашению о сотрудничестве с ЕС.)
Более 1 миллиона единиц оборудования, произведенного по невероятно высоким стандартам, направлялось в кампус в 44 милях к северу от Марселя.
Стороны соседней горы пришлось отколоть, чтобы подготовить к транспортировке самое большое снаряжение, в том числе полоидальную катушку № 6, магнитное кольцо, которое поставляется из Китая.
Строительство реактора стоимостью 22 миллиарда долларов завершено примерно на 65%, и начнутся испытания в 2025 году. «Нам всегда удавалось обходить трудности», - говорит Биго, отмечая, что его инженерам не мешали западные санкции против России.
Это не значит, что гладкая дорога сохранится. Брексит без сделки мог бы, по крайней мере, временно разорвать участие Великобритании, например. Токамак в центральном энергетическом центре Culham в стране является ценным источником знаний и знаний для ИТЭР.
«В Великобритании существует давняя возможность, связанная с фьюжн, и мы можем потерять очень полезные услуги», - говорит Биго, добавляя, что оставшиеся участники должны будут решить, по какой цене Соединенному Королевству может быть разрешено присоединиться к Проект отдельно от ЕС.
В настоящее время предпринимаются другие усилия, чтобы доказать жизнеспособность термоядерной энергии, но ни одна из них не проводится в том же духе сотрудничества. Если ITER преуспеет, он предоставит мировым державам образец для разработки собственных реакторов, и человечество может иметь неограниченную мощность без выбросов к середине столетия. Проект может стать символом международного мира и стабильности и конкретным средством его достижения.