Привычка жаловаться в людях была всегда ? здесь интернет совершенно не добавил никаких новшеств. Совсем другое дело для российского менталитета ? это вообще оставлять свои отзывы, когда их смысл далеко не обязательно негативный.
Кроме того, наследием советского менталитета является склонность держать язык за зубами, когда дело заходит о публичном мнении о своем начальстве, если местом разговора только не выступает кухня и узкий круг ?своих?.
? тем приятнее констатировать факт того, что сотрудники стали чаще оставлять отзывы о работодателях в интернете, при этом делая искренние и подчас весьма объективные отзывы. Популярной тенденцией это не стало, но, возможно, подобное стало бы лишним, исказив первичное начинание. А оно таково: попытаться как можно более справедливо изложить свой взгляд.
Показательно и то, что сотрудники не завалили интернет кричащими гневными отзывами, упоминая только плохое. Нет и волны ?хвалебных од в угоду начальству?. К слову, в сети люди стали достаточно объективны и отчасти даже честны ? эпоха лжи на всеобщем уровне не наступила.
Очень важный нюанс ? это количество сотрудников компании и наличие у них корпоративной культуры. Если не соблюдаются оба условия (и даже одно из них) ? вероятность наличия отзывов становится минимальной.
В тех случаях, когда на работе существуют значительные и типичные недостатки, грамотное руководство даже по негативным отзывам может определить причину и устранить ее. В ответ можно получить не просто сокращение жалоб, но и весьма массовые одобрительные оценки. На Западе такие методы функционируют десятилетиям - это эффективно.
Но выводы руководство может делать всегда. О компании Лакмин отзывы сотрудников почти все положительные или о другой компании с подобной ситуацией ее руководству тоже можно делать важные выводы, какие шаги вызвали одобрение (и почему), как это сказалось на экономических показателях (прямая связь), а где управленческое решение вроде бы было, но особо его никто и не заметил. Все это ? большое поле для анализа и работы по усовершенствованию.
?нтернет дает свободу, которую, если ее не путать с безнаказанностью, можно использовать для ?умеренной борьбы за справедливость?. Оставить свой честный отзыв ? это определенный элемент собственного уважения и достоинства, а также некоторый способ показать (и доказать) собственное значение для общества.
Россиянам подобным образом никто разъяснений не делал ? они, похоже, сами до этого доходят, оставляя отзывы о местах своей бывшей и нынешней работы. Обратите внимание: не только бывшей, но и нынешней, т.е. сотрудники уже не особо ждут смены места работы для того, чтобы рассказать о нюансах трудовых будней.
Кстати, описывают очень часто не просто ?сами будни?, а именно те моменты, которые являются объективными и обезличенными. Этот подход можно считать профессиональным, т.к. именно здесь присутствуют возможность самостоятельной оценки читающим и информативность.
Ну а бизнесмены и здесь преуспевают: сайты, специализирующиеся именно на таких отзывах, стали быстро развиваться как самостоятельное направление.