
Продавать товары и услуги, а также представлять свою компанию миру гораздо проще, если она есть в сети.
Российский рынок разработки сайтов растет в основном за счет новых компаний, понимающих, что сеть Интернет предоставляет неплохие возможности роста их бизнеса. Минимум до 2016-го года рынок будет расти быстро. В настоящее время почти треть крупных и средних компаний не имеют нормальных сайтов, но в то же время понимают, что представительство в сети и реклама в несколько раз эффективней и дешевле, обычной “конторы” и оффлайн-баннеров.
В конце 2012 года в отрасли наблюдался небольшой кризис, который, впрочем, не повлиял на рост крупных дизайн-студии. В связи с наличием постоянным заказов на разработку и продвижение сайтов рост составил порядка 20-20 процентов.
Естественно компании разрабатывали антикризисные программы, клиентам было бы проще приобрести сайт, к примеру – ресурс в рассрочку, недорогие и небольшие сайты-визитки, которые в дальнейшем можно развивать. Основным направлением осталась разработка бизнес-ресурсов.
Тут конечно многое зависит от сложности планируемых работ, если требуется небольшая промо-страница для определенного товара или небольшой сайт-визитка, то найти исполнителя будет несложно, с этим справится практически любая веб-студия имеющая в штате программиста и дизайнера.
Совсем другое дело - создание сложных, высоконагруженных интернет сервисов, тут компаний исполнителей значительно меньше, а уж компаний с именем и тем более можно пересчитать по пальцам, например Ingenius Systems, Ingate и еще пара-тройка других.
Конечно на самом деле круг этих компаний значительно шире, но большая часть остальных работает над собственными проектами, что практически не позволяет им брать сторонние заказы.
Можно с уверенностью сказать, что кризис 2012 года на спрос не повлиял. Часть рекламодателей сократила бюджет на реальную (оффлайн) рекламу. Они перешли в Интернет. Снижения спроса на услуги веб-разработчиков не наблюдается. В условиях кризиса некоторые компании более ответственно отнеслись к затратам на разработку сайтов и их рекламу.
Каждая компания в условиях кризиса сама решает, насколько ей нужно создание интернет-сервисов, какой от них эффект, оправданы ли вложения. Траты крупных компаний на услуги маркетинга больше приходятся на область веб-технологий, это способ, когда есть возможность за меньшие деньги дойти до целевой аудитории. Таким образом, спрос на разработки сайтов не изменится, а вот расходы на оптимизацию сократятся.
Что касается спроса, то в настоящее время ситуация такова: компании набрали объем заказов на длительный период, при этом заказы поступают. Таким образом, спрос превышает предложение.
Что касается стоимости услуг на создание и оптимизацию веб-сайтов, то данные разные. Цены, несмотря на рост спроса, несколько упали, хотя в 2011-2012 годах они росли. Из-за понижения цен, их себестоимость несколько снижается. Отметим, что такая тенденция не коснулась крупных порталов.
Спрос не уменьшается, говорить о сколько-нибудь значительном снижении стоимости мы бы не стали. Некоторые клиенты (как правило, мелкие компании) сокращает бюджеты, в то время, как крупные фирмы заказывают больше сайтов.
Отметим также, что рост спроса на разработку связан с продвижением Интернет-рекламы, которая, отметим – наиболее дешево стоит на рекламном рынке.
Тенденция сохранится потому, что требования к разработке сайтов повышаются, повышается их сложность, а значит и цена. Раньше заказчикам было вполне достаточно одного сайт-визитки, сейчас конкуренция обострилась, привлечь новых клиентов без красочного ресурса не так то просто.
Сфера ИТ стабилизируется. Полгода назад было сложно найти специалистов среднего уровня, та как рентабельность средних и мелких дизайн-студий осложнял рост зарплаты дизайнеров и программистов, сегодня запросы по условиям работы и заработной плате таких кадров адекватные. В настоящее время ИТ-сфера не испытывает недостатка квалифицированных работников.