Есть рынки, которые имеют свои особенности с точки зрения мировой картины, есть вообще не похожие ни на какие другие, но есть и третья категория – российский рынок. Со стартапами сегодня в России все напоминает сильно видоизмененную Америку несколько лет назад. И многие опытные инвесторы, которые уже видели кризис доткомов, достаточно профессионально могут видеть преимущества и проблемы стартапов иногда уже на стадии pre-seed.
При этом предложения инвесторов для российских стартапов строго ограничены: принципиально иной характер финансовых взаимоотношений вынуждает владеющий капиталами бизнес искать те ниши, которые скорее носят глобальный характер.
Соответственно, Россия еще и близко не подошла к той стадии, когда множество стартапов одновременно вызрело и дало значимый финансовый эффект. С одной стороны, российские инвесторы воспринимают это как знак «сюда еще рано», а иностранные инвесторы – как «самое время заходить».
Также хорошо известно, что рентабельность прямо пропорционально рисковым ожиданиям. Однако сами рисковые ожидания – не такая уж и однозначная категория, ведь чем выше опыт работы в данном вопросе, тем ниже риски с ошибочными суждениями получаются.
Мало того: стартапы – это та сфера, для которой не рекомендован кредит как ключевой инструмент финансирования. В случае неудачи последствия будут плачевными и дальнейшие стартапы могут уже не заинтересовать проигравшего. А вот для тех инвесторов, у которых имеются свободные финансовые ресурсы при определенном дефиците достаточного количества проектов с низким уровнем инвестирования стартапы – это как раз попадание в яблочку.
Здесь уже все сводится к правильному формированию такого портфеля рисковых, но высокорентабельных проектов. В игру вступает статистика, по которой определенный процент новых проектов непременно прогорит, но определенный процент непременно должен «выстрелить» и перекрыть с лихвой потери. От профессионализма формирующего этот портфель будут зависеть и проценты соотношения этих двух категорий, и итоговый выигрыш (да и то, будет ли еще он). А профессионализм в таких вещах – в основном именно порождение длительного и разностороннего опыта, которым российский рынок, как любой молодой рынок в этой нише, не обладает.
Иностранным инвесторам в вопросе стартапов реальной альтернативы нет: они относятся к самим стартапам действительно как к бизнесу, а не возможности финансово продавить потенциальных партнеров настолько сильно, насколько это возможно теоретически. Кроме того, иностранные инвесторы сами заинтересованы в классической схеме запуска линеек независимых стартапов, что сильно увеличивает спрос в этом сегменте и дает возможность полноценно использовать для молодых новосозданных компаний весь их будущий потенциал. И как минимум на срок от 2 последующих лет изменений в таком восприятии не стоит ждать: самим стартапам, для которых взят иностранный капитал, потребуется минимально этот срок, чтобы отстроить понимание функционирования сегмента. И лишь после этого немного ленивый российский инвестор должен будет проявить адекватный интерес к функционированию российских стартапов.