Судиться с клиентами негоже. ?менно такое мнение бытовало в юридическом бизнесе долгое время. Во-первых, публичные разборки с бывшим клиентом, несомненно, отпугивают других потенциальных заказчиков вашей юридической услуги и кроют в себе существенные репутационные риски.
Ну скажите, кто рискнет доверить судьбу своего бизнеса юристу, который способен уже завтра перейти на противоположную сторону судебной баррикады, чтобы отжать у бедного предпринимателя последнюю копейку? А ведь именно так и скажут ваши конкуренты на рынке, не особо вдаваясь в подробности истории!
Во-вторых, заморачиваться на скупого и несговорчивого делового партнера - себе дороже выйдет. Временные и финансовые растраты от подобных процессов всегда вынуждали юристов воздержаться от ненужного конфликта. Лучше забыть и сконцентрировать свои ресурсы на других клиентах, приносящих основной доход компании.
Начиная с кризиса 2008 года, на всевозможных конференциях украинские адвокаты частенько признавались, что временами вынуждены войти в трудное финансовое положение клиента, оказывать ему юридическое сопровождение организации в кредит, надеясь, что вскоре дела заказчика наладятся и он, погасив задолженность, вновь и вновь будет обращаться за помощью.
Стоит потерпеть, довериться, и благодарность клиента вернется вдвойне. Порою долги клиента прощались либо возвращались бартером в виде продукции или взаимной услуги.
?Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними?, - говорили в Древнем Риме. Эта мудрость, похоже, остается актуальной и в наше время. Те крайности, которые ранее юристы считали неудобными, в период тяжелой экономической ситуации уступают место прагматичности, а консультанты все с большей неохотой отказываются от честно заработанных гонораров.
Конечно, даже сегодня судиться с клиентом - последняя вынужденная мера, когда все другие методы воздействия исчерпаны, а игра со всеми издержками стоит свеч. Работать за пустые обещания или прощать весомый долг уже никто никому не собирается.
Суть претензий юриста к бывшему клиенту зачастую проста и банальна - это деньги, которые юрист так и не увидел взамен оказанной услуги. Однако претензии бывают и обратными, когда юрист, возможно, был бы и рад разойтись по-тихому.
Но теперь уже бывший клиент громко звенит в колокола, призывая общественность публично разрешить их спор. Во многих случаях заказчик остается недоволен качеством предоставленной услуги либо ее объемом, обвиняя адвоката в не профессионализме и халатности, обернувшихся для предпринимателя убытком.
Нередки случаи, когда подобные замечания от клиента оказываются более чем обоснованными, ведь уровень квалификации и компетентность множества украинских юристов оставляют сегодня желать лучшего. Кроме этого, к взаимному недопониманию приводят формально прописанные условия договора о предоставлении юридической помощи, отсутствие сроков выполнения, расплывчатость поставленных задач.
Ввиду всего этого количество судебных разбирательств между юристами и их бывшими клиентами неуклонно растет, а подобные истории вызывают бурный интерес со стороны деловой общественности.