В настоящий момент считается, что система питания воздухом должна обеспечить требуемую степень очистки воздуха при приемлемых уровнях шума впуска и гидравлических потерях.
Наиболее опасной для износа цилиндропоршневой группы двигателя является кварцевая пыль, твердость частиц которой выше твердости трущихся поверхностей двигателя.
Требования, предъявляемые к системам очистки воздуха: высокое качество очистки воздуха, минимально возможное гидравлическое сопротивление, надежность, минимальные масса и габаритные размеры, приемлемые стоимость конструкции и затраты на его обслуживание в процессе эксплуатации.
Минимальное гидравлическое сопротивление системы необ?ходимо для снижения затрат энергии на газообмен и повышения наполнения цилиндров в целях получения высоких значений мощности и экономичности двигателя. Для снижения габаритных размеров и массы систему объединяют с элементами шумоглушения впуска и включают в систему динамического наддува для улучшения наполнения цилиндров.
В современных автотракторных двигателях используют следующие типы воздухоочистителей: инерционно-центробежные, пористые и комбинированные.
?нерционно-центробежные очистители
?нерционно-центробежные очистители обычно используют в качестве первой ступени системы очистки для снижения пылевой нагрузки на вторую основную ступень.
Например, на грузовых автомобилях обычно используют двухступенчатые воздухоочистители, имеющие во второй ступени картонные фильтрующие элементы .
Комбинированные воздухоочистители
Комбинированные воздухоочистители в первой ступени используют батареи циклонов (конических инерционных решеток) со сбором отсепарированной пыли в бункере и автоматическим удалением ее с помощью газового эжектора, а во второй ? картонные фильтрующие элементы или инерционно-масляный фильтр. Однако батареи циклонов имеют большие габариты и высокую материалоемкость.
Центробежная очистка воздуха осуществляется путем осаждение пыли под действием центробежной силы, вызываемой вихревым движением потока в воздухоочистителе.
Воздухоочистители инерционно-масляного типа
Воздухоочистители инерционно-масляного типа отличаются простотой конструкции и большим сроком службы, однако, эффективность очистки ими воздуха невысока и существенно зависит от режима работы двигателя. Поэтому сейчас они применяются редко.
Наиболее эффективна очистка воздуха сухими фильтрующими (пористыми) элементами на основе фильтровальных картонов и синтетических материалов.
Воздухоочистители сухого типа с картонными фильтрующими элементами по сравнению с инерционно-масляными воздухоочи?стителями в 10... 30 раз лучше очищают воздух от пыли. В них можно использовать сигнализатор о накоплении в процессе эксплуатации предельно допустимого количества пыли (по росту сопро?тивления системы впуска) для предупреждения водителя о ? необходимости проведения обслуживания элемента. Однако эти фильтры сложно компоновать в моторном отсеке большегрузных автомобилей.