Сделать стартовой страницей Добавить в избранное RSS
Сегодня 28.2.2019
Управленцу | Банкиру | Юристу | Бухгалтеру | Экономисту Контакты  | О проекте  

Новости

Tweet

Все новости данной рубрики

Архив по рубрикам

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка. Образец искового заявления
  •  

    В июле 2016 года принято три федеральных закона, существенно меняющих порядок определения и оспаривания кадастровой стоимости: от 03.07.2016 № 237-ФЗ ?О государственной кадастровой оценке? (далее ? закон № 237-ФЗ), от 03.07.2016 № 360-ФЗ ?О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации? (далее ? Закон № 360-ФЗ), от 03.07.2016 № 361-ФЗ ?О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации?.

    С 1 января 2017 года установление и оспаривание кадастровой оценки будет регулироваться как новым законодательством, так и действующими сейчас положениями о процедуре оспаривания кадастровой стоимости главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ ?Об оценочной деятельности в Российской Федерации? и главой 25 КАС РФ (в части, не противоречащей новым нормам) параллельно. В этом посте ? об изменениях, которые ждут в связи с принятием нового закона.

    ?зменение № 1: обращаться в суд можно, минуя комиссию

    Одно из ключевых изменений процедуры пересмотра кадастровой стоимости ? отмена обязательного досудебного порядка урегулирования споров для компаний, установленного два года назад Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ ?О внесении изменений в Федеральный закон ?Об оценочной деятельности в Российской Федерации??. Прямое обращение в суд без предварительного обращения в комиссию по рассмотрению споров при Росреестре влечет оставление иска без движения. Если же истец своевременно не предоставит доказательства рассмотрения дела в комиссии, суд вернет заявление (п. 6 ч. 1, ч. 4, 5 ст. 246 КАС РФ).

    Теперь в законе № 237-ФЗ прямо указано, что для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (ч. 1 ст. 22). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (ч. 3 ст. 22).

    Отмена досудебного порядка ? положительное явление. По статистике, доля отказов в комиссиях по-прежнему значительна:

    По данным сайта zemelniy-urist.ru, ссылающегося на Росреестр, из общего числа заявлений, принятых к рассмотрению, за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости принято в отношении 4942 заявлений (7717 объектов недвижимости), о невозможности изменения величины кадастровой стоимости ? в отношении 3708 заявлений (8609 объектов недвижимости), о пересмотре кадастровой стоимости ? в отношении 1162 заявлений (2212 объектов недвижимости). 190 заявлений (1154 объекта недвижимости) были отозваны заявителем до принятия решения.

    Неудивительно, что многие считали комиссию лишним звеном в процедуре изменения кадастровой стоимости.

    Оспаривание результатов государственной кадастровой оценки (далее ? ГКО) в суде по-прежнему остается более эффективной мерой.

    Поэтому то, что снимается еще одно ограничение, можно оценить позитивно. Снизить стоимость, установленную государственной оценкой, проведение которой будет начато после вступления закона в силу, можно будет без соблюдения досудебного порядка. Его отсутствие не будет препятствием для рассмотрения иска в суде.

    ?зменение № 2: перечень документов для обращения в комиссию стал меньше

    При добровольном обращении в комиссию закон устанавливает всего три обязательных документа, которые нужно приложить к заявлению об оспаривании кадастровой стоимости при обращении в комиссию, без приложения которых его не примут к рассмотрению.

    1) Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

    2) Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект);

    3) Отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

    Можно приложить и другие документы (ч. 9, 10 ст. 22 закона № 237-ФЗ).

    При обращении в комиссию не понадобится экспертиза отчета, как раньше. Однако при подготовке иска в суд важно учесть, что заявление должно соответствовать общим требованиям к форме и содержанию административного искового, установленным в ст. 125 КАС РФ. Кроме этого, по-прежнему будет необходимо приложить документы, указанные в ч. 2 ст. 246 КАС РФ.

    ?зменение № 3: оценку будут проводить бюджетные учреждения, а не оценочные компании

    Закон № 237-ФЗ содержит и ?ложку дегтя?. Функции по проведению кадастровой oценки передаются специальным бюджетным учреждениям, которые будут наделять такими полномочиями исполнительные органы власти субъекта РФ (областное правительство, администрации края и т.д.).

    Эти бюджетные учреждения будут не только определять кадастровую стоимость при проведении ГКО, предоставлять разъяснения по вопросам определения кадастровой стоимости, систематизировать информацию о рынке недвижимости, но и рассматривать обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (ст. 6, 7 закона № 237-ФЗ). Это, скорее всего, не лучшим образом будет влиять на независимость оценки.

    Вопрос создания таких учреждений уже решается. Например, в Московской области начало их функционирования запланировано на середину 2017 года.

    ?зменение № 4: новая процедура исправления ошибок

    Обратившись в эти же бюджетные учреждения, можно будет исправить ошибки на стадии утверждения кадастровой стоимости. По итогам определения кадастровой стоимости (за исключением проведения внеочередной ГКО), в форме электронного документа будут составляться промежуточные отчетные документы (проекты отчета об оценке), которые содержат, в том числе:

    1) информацию об объектах недвижимости, включенных в перечень (кадастровые номера, адреса (при наличии), характеристики объектов недвижимости, содержащиеся в перечне;

    2) информацию о характеристиках объектов недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости, или о недостаточности информации о характеристиках объектов недвижимости, необходимых для определения их кадастровой стоимости (с указанием недостающей информации);

    3) описание процесса определения кадастровой стоимости с указанием определенных значений кадастровой стоимости (п. 7 ст. 14 закона № 237-ФЗ).

    Бюджетное учреждение будет размещать их на своем официальном сайте в течение трех рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов и сообщать об этом в Росреестр. Последний в течение десяти рабочих дней со дня получения промежуточных отчетных документов проверяет их на соответствие требований к отчету.

    После проверки и устранения несоответствий Росреестр размещает в фонде данных ГКО сведения и материалы из промежуточных отчетных документов и их месте размещения на официальном сайте бюджетного учреждения на 60 дней. Это время выделено специально для предоставления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости (п. 8-12 ст. 14 закона № 237-ФЗ)

    Если наличие ошибки подтвердится, учреждению на пересчет дается 60 дней (ч. 15 ст. 21 закона № 237-ФЗ). Решение по итогам рассмотрения обращения можно оспорить в суде (ч. 22 ст. 21 закона № 237-ФЗ).

    Кроме того, можно будет исправить также системные ошибки ? допущенные при определении кадастровой стоимости нескольких объектов.
    ?зменение № 5: на установление новой кадастровой стоимости оценщиками введен мораторий до 2020 года

    В соответствии со ст. 18 закона № 360-ФЗ с 15.07.2016 (дата вступления в силу закона) приостановлено действие статей 24.12-24.17 закона № 135-ФЗ (об определении кадастровой стоимости согласно действующему порядку).

    Статья 19 закона № 360-ФЗ определила, что с 1 января 2017 по 1 января 2020 г. применяется кадастровая стоимость, действующая на 1 января 2014 года. Если в это время кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения ? то с 1 января того года, в котором она впервые начала действовать.

    Но если установленная после указанных дат кадастровая стоимость меньше, то применяться должна именно она. Кроме того, если объект недвижимости оценивали после 1 января 2014 года, то его кадастровая стоимость будет пересчитана с использованием сведений по состоянию на эту дату.

    Многие высказывают мнение, что это норма означает ?заморозку? кадастровой стоимости. Однако пока не ясно, действительно ли это означает, что до 2020 года гарантированно не будет повышения кадастровой стоимости. Так, для введения в действие закона № 237-ФЗ установлен длительный переходный период ? с 01.01.2017 до 01.01.2020. В течение этого времени для проведения государственной кадастровой оценки будет действовать два закона параллельно: закон № 237-ФЗ и закон № 135-ФЗ (ч. 1, 2 ст. 24 закона № 237-ФЗ).

    Органы исполнительной власти в течение этого времени вправе самостоятельно определить виды недвижимости или категории земель, для которых кадастровая оценка будет проводиться в соответствии с новым законодательством (ч. 4 ст. 24 закона № 237-ФЗ). Поэтому формально мораторий распространяется только на проведение оценки оценщиками. Установлению кадастровой стоимости по новому порядку он не мешает. Следовательно, как только начнут действовать бюджетные учреждения, они смогут проводить оценку и устанавливать новую стоимость.

    ?сковое заявление о снижении кадастровой стоимости

    В соответствии с российским законодательством право оспорить кадастровую стоимость имеют как юридические, так и физические лица. При этом для юридических лиц и органов государственной власти до суда обязательно предварительное обращение в комиссию по определению кадастровой стоимости. Для физических лиц данный этап не является обязательным. Регламентируются кадастровые споры законом об оценочной деятельности.

    Сроки оспаривания кадастровой стоимости

    Законом ограничен срок, в который вы можете оспорить кадастровую стоимость. Оспорить можно в срок начиная с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости до даты внесения изменений в данный реестр в ходе очередной государственной кадастровой оценки или при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее 5-ти лет с даты внесения оспариваемых результатов.

    Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости?

    Данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно бесплатно получить в филиале ФГБУ ?ФКП Росреестра?, отправив соответствующий запрос. Вы можете получить сведения о кадастровой стоимости на определенную дату, а также дату внесения данной стоимости в государственный кадастр и дату ее определения.

    Чтобы оспорить кадастровую стоимость необходимо оформить и передать в комиссию соответствующее заявление.

    Заявление составляется по определенной форме и должно содержать:

    1) Шапку с указанием Ф?О председателя комиссии, на чье имя составляется заявление, вашими Ф?О и адресом проживания.

    2) Данные об объекте, кадастровая стоимость которого оспаривается: вид объекта, кадастровый номер, адрес.

    3) Основание, на котором данный объект недвижимости затрагивает права составителя заявления.

    4) Основание для пересмотра результатов кадастровой стоимости.

    5) Описание приложений к заявлению.

    6) Дата и подпись с расшифровкой.

    Что необходимо приложить к заявлению

    - Справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в которой содержаться сведения об оспариваемых результатах кадастровой оценки.

    - Нотариально-заверенную копию документа, подтверждающего право собственности на объект недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается.

    - Документы, подтверждающие недостоверность сведений, на основании которых может быть оспорена кадастровая стоимость.

    - Отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на его основе.

    - Заключение эксперта-оценщика, являющегося членом СРО оценщиков о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.

    Данные документы являются обязательными для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости и без них заявления не рассматриваются.

    Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости составляет 1 месяц с даты его поступления.

    Образец искового заявления о снижении кадастровой стоимости

    В (суд субъекта РФ)
    Административный истец: (Ф.?.О.)
    адрес: ____________________,
    телефон: ________________,
    эл. почта: ________________
    Представитель Административного истца:
    (Ф.?.О.)
    адрес: ____________________,
    телефон: ____,
    эл. почта: ____
    Административный ответчик: (наименование)
    адрес: ____________________,
    телефон: ________________,
    эл. почта: ________________
    Госпошлина: ____________ рублей

    Административное исковое заявление об оспаривании
    результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

    Административному истцу на праве собственности/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве аренды государственного (муниципального) участка принадлежит земельный участок площадью ________ кв.м, расположенный по адресу: ________________, с кадастровым номером ________________ (далее - Земельный участок). Права Административного истца на Земельный участок подтверждаются нотариально заверенной копией правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа (свидетельство о праве собственности/свидетельство о государственной регистрации права от "__" ____________ ____ г. N ____ /выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N ____, выданная "__" ____________ ____ г. /иные документы).

    В соответствии с Распоряжением/другим документом Министерства экологии и природопользования Московской области/другого органа власти от "__" ____________ ____ г. N ____ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель ________________ по состоянию на "____" ____ ____ г.

    С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость Земельного участка составляет ____________ (____________) рублей, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости Земельного участка от "__" ____________ ____ г. N ____, а также кадастровым паспортом Земельного участка от "__" ____________ ____ г. /кадастровой выпиской/выпиской из ГКН от "__" ____________ ____ г. N ____, содержащей сведения о кадастровой стоимости Земельного участка/письмом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от "__" ____________ ____ г., выданным Административному истцу/ответом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от "__" ____________ ____ г. /другими документами.

    Рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на "__" ____________ ____ г. составляет ____________ (____________) рублей, о чем свидетельствует отчет независимого оценщика ____ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от "__" ____________ ____ г. N ____, подтвержденный положительным экспертным заключением ____ от "__" ____________ ____ г. N ____ /другие документы.

    Указанная кадастровая стоимость Земельного участка превышает/значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога/увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

    ?ли

    Кадастровая стоимость Земельного участка определена неверно, поскольку:

    - при ее определении использованы недостоверные сведения о Земельном участке, а именно: сведения о Земельном участке неправильно указаны в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке/оценщик неправильно определил условия, влияющие на стоимость участка/оценщик неправильно применил данные при расчете кадастровой стоимости Земельного участка/другое. Об этом свидетельствуют следующие документы: ________________;

    - допущена кадастровая ошибка, повлиявшая на размер кадастровой стоимости Земельного участка, о чем свидетельствуют следующие документы: ________________;

    Мария Базюк, кандидат юридических наук

    ?нформационное Агентство "Финансовый Юрист"
Логин
Пароль

Расчет отпускных в 2017 году. Новые правила расчета отпуска

На первый взгляд кажется, что расчет отпускных - это не такая уж и трудная задача. Такой точки зрения обычно придерживаются практически все сотрудники, за исключением естественно бухгалтера. Ведь бухгалтеру известно, что стандартных ситуаций при расчете о...

Паспорт РФ: получение паспорта, обмен паспорта и восстановление паспорта при утере

В данной статье я постараюсь рассмотреть порядок действий, которые необходимы для получения общегражданского паспорта РФ, обмена российского паспорта по окончанию срока его действия и восстановления паспорта РФ при его утере, а так же разъяснить законодат...

Бизнес план. Составление бизнес-плана

Бизнес план - это именно то, с чего необходимо начинать любой успешный бизнес-проект. Это требуется как для общего увеличения КПД предприятия, так и для развития и планирования повышения отдачи от каждого отдельно взятого сотрудника.

? именно дл...

Трудовая книжка. Образец заполнения трудовой книжки

Трудовая книжка - это один из главных документов, подтверждающих трудовую деятельность и рабочий стаж работника. В соответствии с существующим законодательством, работодателю необходимо вести трудовую книжку на каждого сотрудника, проработавшего в организ...

Гражданско-правовой договор. Достоинства и недостатки гражданско-правового договора

Как правило при приеме на работу нового сотрудника фирма заключает с ним трудовой договор, этот вариант используют большинство компаний и он находится в полном соответствии с трудовым законодательством. Однако это не всегда это приемлимо для работодателя,...